Все шпаргалки / Экономическая психология / 

Взаимосвязь ролевых экономических функций и экономического поведения личности

В соответствии с выполняемыми ролевыми функциями в экономике выделяют человека-производителя (создателя) благ и человека-потребителя (пользователя), человека-субъекта управления (руководителя) и человека- объекта управления (подчиненного), человека-наблюдателя и человека-деятеля. Исследователи выделяют следующие цели, мотивы и интересы, характеризующие психологические особенности экономического поведения человека в зависимости от его роли и функций в экономике [10].

Человеку-производителю психологически свойственны:

- стремление к удовлетворению потребностей путем производства товаров, материальных и духовных благ, услуг;

- желание производить одни ценности для их обмена на другие с целью продажи;

- интерес к получению дохода, к приумножению богатства на основе своего трудового участия в производстве;

- творческий интерес к производственной деятельности, получение удовлетворения в деятельностной форме существования, в труде;

- внутреннее побуждение к участию в производстве как к выполнению социальной миссии, внесению личного вклада в благосостояние страны.

Психология человека-потребителя характеризуется следующими  признаками:

- стремление к возможно более полному удовлетворению своих потребностей в средствах существования;

- желание получать удовольствие, полезность;

- намерение удовлетворять свои потребности с минимальными затратами;

- стремление превзойти других в масштабах, структуре, качестве потребления, не придавая либо придавая ему показной характер;

- желание сочетать материальное и духовное потребление, а также потребление и накопление.

Человек-руководитель, психологически настроен:

- удерживать свое властное положение и стремиться достичь более высокого ранга в управленческой иерархии;

- возвышаться над подчиненными, окружать себя близкими людьми;

- пользоваться авторитетом способного руководителя;

- реализовывать свои организаторские возможности;

- извлекать выгоду из своего властного положения;

- пользоваться расположением вышестоящих руководителей;

- достигать высоких результатов своей управленческой деятельности;

- заботиться о своем будущем, как руководителя.

Человек-подчиненный, исполнитель чужой воли психологически склонен:

- всячески демонстрировать, что он действует в полном соответствии с указаниями своих руководителей, добросовестно исполняет служебные обязанности;

- имитировать исполнительность, преданность интересам руководства, в нужных случаях – восхищаться действиями руководителей;

- выполнять приказу сверху, если  от этого зависит удовлетворение собственных интересов;

- подвергать критике (мысленно или наяву) решения и действия руководителей во время их отсутствия;

- полагать, что, будучи на месте руководителя, он смог бы управлять более рациональным, энергичным образом;

- уважительно относиться к руководителю, который «не требователен ко мне, но требователен к другим подчиненным»;

- считать, себя обиженным, так как «руководитель несправедливо ценит меня и относится ко мне хуже, чем к другим»;

Человек-наблюдатель характеризуется следующими психоло-гическими особенностями:

- безразличием к тому, что происходит, если наблюдаемое не касается непосредственно его собственного благополучия, интересов близких людей;

- формированием отношения к наблюдаемым событиям в зависимости от того,

несут ли они выгоду для «наших» или «не наших»;

- повышенным любопытством, связанным с желанием узнать, как будут развиваться события, но без личного участия, способного влиять на ход со-бытий;

- полной потерей интереса к наблюдаемому, как только оказывается, что

наблюдателю следует вмешаться в происходящее в интересах пострадавших и затратить на это время, усилия, деньги, подвергнуться опасности, риску;

- получением удовольствия от простого наблюдения;

- выработкой поверхностного суждения о наблюдаемом, не требующего значительного напряжения ума, проведения анализа;

- категоричностью суждений о наблюдаемых событиях и явлениях.

Психологическая характеристика человека-деятеля включает следующие признаки:

- энергичность, мобильность, склонность к личному участию в самых разных делах, деловая активность;

- одновременная занятость многими, не связанными друг с другом видами деятельности;

- почитание деятельности как самоценности вне прямой связи с приносимой ею выгодой для себя и других, для государства;

- отсутствие неприязни к смене видов деятельности и отторжения тех ее видов, которые не соответствуют профессии, опыту;

- стремление к получению быстрых результатов, легкое расставание с действиями, не приносящими скорого, признаваемого другими эффекта;

- суждение о людях в зависимости от уровня проявляемой ими деятельностной активности, пусть даже показной и не результативной;

- отсутствие самоограничений и запретов на деятельность, связанную с вмешательством в чужие дела и выполнением непорученных действий.

Описанные ролевые портреты представляют совокупность наиболее типичных психологических черт лиц, выполняющих данную функцию, характеризующих их экономическое и социальное поведения.