Все шпаргалки / Экономическая география / 

Стадии законного процесса

Закон – нормативный акт высший юр-кой силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются: - федеральные законы; законы субъектов федерации. В свою очередь федеральные законы подразделяются на: - федеральные законы; - федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов). Федеральный закон является основным видом закона РФ. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса). Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон. Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе – не ограничены, Советом Федерации – 14 дней (в случае не рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ – 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней. Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты гос-ной границы; войны и мира. В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) – преодоление вето Совета Федерации – и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации. Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального, закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето). Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа – то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы: - о военном положении; - о чрезвычайном положении; - о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; - о изменении статуса субъекта РФ; - о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; - о референдуме; - о судебной системе; о судах основного звена; - о Конституционном Суде РФ; - о Верховном Суде РФ; - о Высшем арбитражном суде РФ; - о Конституционном собрании РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать ФКЗ, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юр-кой силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерация. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятии данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации. Законотворческий процесс – основной, стержневой вид правотворчества, направленный на разработку и принятие законов Стадии законотворческого процесса — это имеющие правовые основания начала и окончания этапы разработки, принятия вступления в силу законодательных актов (законов). В теории правотворчества обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса: - внесение проекта на рассмотрение органа, обладающего полномочиями по принятию законодательных актов — законодательная инициатива; - рассмотрение проекта; - отклонение проекта либо принятие его за основу; - доработка проекта; - отклонение проекта или принятие закона; -введение в действие принятого законодательного акта. Законодательная инициатива. В соответствии с ч. 1 ст. 104 К. РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (что в настоящее время вызывает дискуссии в российской юридической науке, поскольку участие в законотворческом процессе противоречит судебной функции названных органов). В соответствии с Регламентом Правительства РФ Правительство РФ планирует законопроектную деятельность, поручает разработку законопроектов исполнителям (федеральным органам исполнительной власти), проводит рассмотрение подготовленных проектов и принимает решение о внесении их в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Согласно пункту 74 Регламента Правительства РФ решение о внесении Правительством законопроекта в Государственную Думу принимается исключительно на заседаниях Правительства. В соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ Государственная Дума планирует законопроектную деятельность на основе предложений депутатов и поручает разработку внесенных в план законопроектов исполнителям (комитетам Государственной Думы). Совет Государственной Думы на основе материалов, представленных соответствующим комитетом (в том числе заключения правовой экспертизы о соответствии проекта Конституции и законам), принимает решение о внесении подготовленных проектов федеральных конституционных законов или проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы. Рассмотрение проекта. Законопроект, внесенный в порядке законодательной инициативы, рассматривает орган, обладающий полномочиями по принятию законодательных актов. В республике таким органом является парламент (вести переговоры, договариваться В двухпалатном (трехпалатном) парламенте палаты рассматривают законопроект на паритетных началах. Законопроект вносится в нижнюю палату парламента, которая проводит его рассмотрение и доработку. Верхняя палата одобряет или не одобряет проект, принятый нижней палатой в качестве закона. Рассмотрение законопроекта вносится в повестку дня палаты (начало процедуры), затем проходит его заслушивание (чтение) и краткое обсуждение в целом по тексту (продолжение процедуры), которое заканчивается принятием решения о необходимости голосования проекта (окончание процедуры). Отклонение либо принятие его за основу: Голосование законопроекта означает начало данной стадии законотворческого процесса. В результате голосования проект отклоняется или принимается в качестве закона. Это упрошенная процедура рассмотрения проекта. В парламентской практике подавляющего большинства стран законопроект проходит два и более чтений. Усложнение процедуры направлено на повышение качества принимаемых законов и всесторонний учет мнения всех депутатов. В соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ законопроект должен пройти на заседаниях Государственной Думы три чтения. В четырех чтениях принимается федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год. В результате голосования проекта в первом чтении палата принимает решение об отклонении законопроекта либо принятии его за основу. В последнем случае законотворческий процесс продолжается. Отклонение законопроекта является окончанием процедуры законотворчества. Доработка принятие законопроекта в первом чтении означает, проекта, что проект должен быть подготовлен ко второму чтению, т.е. доработан в ответственных комитетах и комиссиях палаты (начало процедуры доработки проекта). Например, в соответствии с ч.1 ст. 114 Регламента Государственной Думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста при втором чтении. В дальнейшем палата парламента рассматривает проект в третьем чтении (количество чтений может быть в парламентах разных стран различным). В ходе третьего чтения депутаты оценивают законопроект в целом с учетом внесенных в него поправок. Особое внимание обращается на редакцию текста проекта. Решение депутатов о необходимости окончательного голосования законопроекта означает завершение данной стадии законотворческого процесса. Отклонение проекта или принятие закона Вынесение законопроекта на окончательное голосование палаты парламента является началом процедуры данной стадии законотворческого процесса. Процедура голосования по проекту является продолжением процедуры данной стадии законотворчества. Принятое в результате голосования решение палаты — отклонение проекта или его принятие в качестве закона — является юридическим фактом окончания данной стадии законотворческого процесса. Согласно ч. 4 и 5 ст. 105 К. РФ в случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Введение в действие принятого зак-го акта. Принятый парламентом законодательный акт подлежит введению в действие. Другими словами, данный акт должен получить юридическую силу. По общему правилу принятый парламентом законодательный акт получает юридическую силу в результате: - его подписания главой исполнительной власти в республике (председателем правительства, президентом); обнародования — промульгации (публичное объявление); - истечения определенного срока после обнародования акта. В соответствии с К. РФ (ст. 105) федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации. Таким образом, буквальное толкование положений данной статьи Конституции РФ приводит к выводу, что в российской Федерации проект становится федеральным законом после его принятия Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Такое понимание закреплено и в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», во второй статье которого устанавливается, что датой принятия федерального закона считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. В РФ вступление в силу закона связано не с его подписанием соответствующим должностным лицом, а с опубликованием в изданиях периодической печати. В соответствии со ст. 107 К. РФ (часть первая и вторая) принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (между прочим, из этой статьи К. РФ уже следует, что в РФ проекты законодательных актов становятся федеральными законами после их принятия обеими палатами Федерального Собрания РФ, иначе можно подумать, что федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования непосредственно из Государственной Думы); Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Согласно положениям вышеупомянутого Федерального закона: - федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. 3); официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ст. 4); ФКЗ, ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня ихофициального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6). Принятие закона парламентом свидетельствует о начале следующей стадии законотворческого процесса, введение в действие законодательного акта, поскольку акт вступает в силу не сам по себе, а в результате ряда организационных мер со стороны главы исполнительной власти в республике. В республике и конституционной монархии в соответствии с принципом разделения властей глава исполнительной власти (глава гос-ва) обычно наделяются правом вето по отношению к законам, принятым парламентом. Такая процедура обеспечивает участие в законотворческом процессе главы исполнительной власти (главы гос-ва) не только в рамках законодательной инициативы, но и на стадии вступления в силу законодательного акта, чем обеспечивается введение в действие законов, отвечающих насущным потребностям гос-ой власти. Парламент может преодолеть вето, для этого каждая палата должна снова проголосовать за отклоненный главой исп-ой власти (главой гос-ва) закон (законопроект), но квалифицированным большинством голосов (50+1); но квалифицированным большинством голосов – 2/3, 4/5.