Все шпаргалки / Экономика предприятия / 

Капиталистическая модернизация и индустриализация России в конце XIX - начале XX вв

Основной чертой экономической жизни пореформенной России стало бурное развитие рыночного хозяйства.В 1890-е гг. в основном завершился промышленный переворот и переход от мануфактурного к фабричному производству. В ведущих отраслях народного хозяйства стали преобладать паровые машиныи разнообразная техника - механические станки,оборудование, механизмы прежде всего в обрабатывающей промышленности. Количество паровых двигателей в России увеличилось в 2 раза, а их мощность в 3 раза. За последние десятилетия XIX в. появилисьи начали быстро развиваться новые отрасли: угольная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая,машиностроительная, химическое производство и др.В 1890-е гг. количество выпущенных паровозовувеличилось в 2 раза по сравнению с 1870-ми гг., чтопозволило полностью отказаться от их ввоза из-заграницы. На юге страны были построены передовыепо техническому оснащению металлургические заводы. Молодая металлургия, выросшая на вольной, а нена крепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны.Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедобыча и нефтепереработка. К концуXIX в. нефтедобыча возросла до 633 млн пудов, чтопозволило России выйти на первое место в мире поэтому показателю.Особенностью этого периода было бурное развитие рассеянной мануфактуры, когда часть обрабатывающей промышленности «переселялась» в деревню, где имелись дешевые рабочие руки. Крестьяне,еще прикрепленные к общинным наделам, широкоучаствовали в различных промыслах, из которых позже создавались крупные промышленные предприятия. Таким образом, в центральной России возниклимногочисленные фабрично-заводские поселки - Орехово-Зуево, Павловский Посад, Гусь-Хрустальныйи другие, в которых в конце XIX в. проживало до 50 %промышленных рабочих.С конца 1870-х гг. начались постройка дорог промышленного значения и бурный рост железныхдорог. Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт.По мере общего развития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. В крупных городах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарныхмагазинов, складов, сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом.Перед страной стояла насущная необходимостьперехода к золотому стандарту. С осени 1894 г. в России приступили к накоплению золота в Госбанке. Этодостигалось не только при помощи активного внешнеторгового баланса, но и внешних займов. Крометого, были введены высокие косвенные налоги (акцизы) на товары массового спроса: спички, керосин,табак, сахар, водку, хлопчатобумажные ткани и другое, за счет чего был устранен в основном дефицитгосударственного бюджета, а косвенные налоги выросли в течение 1890-х гг. на 42,7 %. В 1895 г. в России была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на торговлю спиртныминапитками. Все эти меры, проводимые С. Ю. Витте,помогли преодолеть высокую инфляцию и стабилизировать финансовую систему страны.