Все шпаргалки / Экономика предприятия / 

Производство, ценообразование и эффективность в олигополии.

Однозначно определить равновесие фирмы-олигополиста невозможно из-за специфичности данной структуры рынка. Можно выделить 3 принципиально возможных варианта поведения фирмы на рынке олигополий:1) Нескоординированная олигополияДля этого варианта характерна ломаная кривая спроса и жесткость цен.Присутствует неуверенность соперников относительно друг друга из-за отсутствия договоренности. Фирмы в отрасли считают: – если повысить цену, то соперники не последуют за ними, и спрос в этом случае будет весьма эластичным;– если фирма снизит цену, то конкуренты последуют за их ценовой политикой, и спрос станет неэластичным. В этих условиях кривая спроса принимает странный ломаный вид в точке установления цены. Эта модель объясняет относительную жесткость цен при олигополиях. Любое повышение цен одной фирмой может привести к тому, что другие фирмы не последуют за ней => фирма потеряет клиентов. Понижение же цены (для увеличения объема продаж) к желаемым результатам не приведет, т.к. конкуренты могут снизить цены и сохранить свою долю рынка.2) Сговор фирм, на котором основан принцип максимизации совместной прибыли.Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объема продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.Данная ситуация характеризуется чаще всего тайным сговором между участниками. Тогда вариант поведения при установлении цены будет соответствовать варианту чистой монополии. Цена устанавливается на уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всех договаривающихся компаний. Далее прибыль делится на основе определения квот каждого в общем объеме производства.3) Лидерство в ценообразовании, т.е. ситуация директивных цен.Представляет собой компромисс между (1) и (2) вариантами. Одна фирма (чаще всего – крупнейшая) выступает как ценовой лидер: устанавливает цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль. Остальные фирмы в отрасли воспринимают цену лидера как заданную => можно представить данную модель как частичную монополию. Однако чтобы не нарушить равновесия, лидер прощупывает отношения конкурентов и устанавливает приемлемую для всех цену.Экономическая эффективность: с традиционной точки зрения олигополия по структуре близка к монополии, следовательно можно ожидать, что она будет действовать аналогичным образом. Согласно этой точке зрения, можно ожидать, что олигополия, для которой характерны барьеры для вступления, приводит к ограничению выпуска ранее точки наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей рыночной цены, что приносит значительные, если не максимальные прибыли. Олигополия даже является менее желательной, нежели монополия, так как монополия часто подвергается государственному регулированию, а олигополия может сохранять видимость конкуренции нескольких независимых фирм (например, при тайном сговоре). Данная теория оспаривается точкой зрения Шумпетера-Гэлбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Это связано с двумя причинами: 1) современная научно-исследовательская деятельность является дорогостоящей, поэтому только крупные олигополистические фирмы способны их финансировать; 2) существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в сохранении в дальнейшем размеров прибыли, часть которых можно будет направить на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Однако сторонники традиционной точки зрения заявляют, что у олигополистов как раз имеются причины для того, чтобы сдерживать НТП (для получения максимальной прибыли с уже вложенного капитала).