Все шпаргалки / Экономика предприятия / 

Жизненный цикл. Видоизмененные кривые ЖЦ

Каждому товару, запущенному в коммерческое производство, присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей. Торговую историю типичного товара м. представить в виде кривой, на которой выделяются 4 этапа. Этап выведения на рынок хар-ся медленным ростом сбыта и min-ми прибылями, пока товар проталкивают по каналам распределения. В случае успеха товар вступает в этап роста, для кот-го характерны быстрый рост сбыта и увеличение прибылей. На этом этапе фирма стремится усовершенствовать товар, проникнуть в новые сегменты рынка и каналы распределения, а также немного снизить цены. Затем следует этап зрелости, в рамках кот-го рост сбыта замедляется, а прибыли стабилизируются. Для оживления сбыта фирма изыскивает различные новаторские приемы, предусматривающие, в частности, модификацию рынка, модификацию товара и модификацию комплекса маркетинга. И, наконец, товар вступает в стадию упадка, когда сбыт и прибыли сокращаются. Задача фирмы на этом этапе состоит в выявлении дряхлеющих товаров и принятии в отношении каждого из них решения либо о продолжении выпуска, либо о «пожинании плодов», либо об исключении его из номенклатуры. В последнем случае товар м. продать другой фирме или просто снять с производства.

А – традиционныйВ – бум, или классическийС – УвлечениеD – Продолжительное увлечениеE- Сезонность, или модаF – Возобновление или ностальгияG - ПровалВиды жизненных циклов товаров сильно различаются как по продолжительности, так и по форме, что показано на рис. Традиционная кривая включает отчетливые периоды введения, роста, зрелости, спада. Классическая кривая (бум) описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого периода времени. Кривая увлечения описывает товар, который получает быстрый взлет и падение популярности. Продолжительное увлечение проявляется так же, за исключением того, что "остаточный" сбыт продолжается в размерах, составляющих незначительную долю от прежнего объема реализации. Сезонная кривая, или кривая моды, имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени. Кривая возобновления, или ностальгии, описывает товар, который, казалось бы, устарел, но вновь получил популярность, кривая провала характеризует продукт, который вообще не имел успеха.