Все шпаргалки / Европейское право / 

Принципы свободы учреждения и свободы предоставления услуг в рамках общего рынка ЕС.

Содержание свободы учреждения. ст. 43 Договора о ЕС: Запрещается ограничивать свободу учреждения частных лиц одного государства-члена в другом (т.н. первичная свобода учреждения). Запрет в равной степени охватывает ограничения, касающиеся создания агентств (представительств), отделений (филиалов) и дочерних компаний частными лицами одного государства-члена, обосновавшимися в другом (т.н. вторичная свобода учреждения). Свобода учреждения, в зависимости от состава субъектов, ее осуществляющих, включает: свободу передвижения предпринимателей и свободу создания юридических лиц и иных объединений коммерческого характера (обществ).Понятие «обществ». Абзац 2 ст. 48 Договора о ЕС : общества, учрежденные на основе гражданского или коммер-го права, в том числе коопе-ративы, а также др. ЮЛ, регулируемые публичным или частным правом, за исключением обществ, не преследующих коммерческих целей.Ограничения. Договор о ЕС (ст. 45 и 46) содержит два ограничения свободы учреждения. Во-первых, положения о свободе учреж-дения не применяются к деятельности, связанной с выполнением официальных обязанностей. (Суд: данная деятельность эквивалентна понятию государственной службы).Во-вторых, государства-члены могут по собственной инициативе ограничивать свободу учреждения по мотивам общественной безопасности, общественного порядка и здравоохранения.Обеспечение реализации свободы учреждения. В целях дос-тижения полноценной реализации этой свободы сообществом проводятся две группы мероприятий:1. гармонизация положений о признании дипломов и квалифика-ций- Директива Совета 89/48/ЕЭС от 21 декабря 1988 г. об общей системе признания дипломов о высшем образовании, выданных по окончании профессионального образования и обучения, получаемого в течение минимум трех лет. (вторая система была принята 92г.) Механизм признания квалификации с целью обеспечения свободы учреждения заложен в положениях Директивы Европейского парламента и Совета 1999 г. ;2. гармонизация и унификация норм права компаний. Юридические лица в ЕС делятся на : 1) национальные- учреждаются на основании законодательства госу-дарств-членов; не вправе перемещать юридический адрес в другие государства2) европейские- учреждаются на основании законодательства (регла-ментов) ЕС; могут перемешать юридический адрес по всей территории Сообще-ства!!!Появляется все больше новых видов наднациональных юридических лиц, аналогичных государственным : 1) ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ с ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ -Регламент 1985 г. Имеет черты полного товарищества и частично ассоциа-ций (союзов) юридических лиц 2) ЕВРОПЕЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО- Регламент 2001 г. Уч-реждается только путем реорганизации, в том числе преобразования националь-ных юридических лиц.; 3) ЕВРОПЕЙСКОЕ КООПЕРАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО («Европей-ский кооператив»)-Регламент 2003 г. Проекты: «ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ», «ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ», «ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД», «ЕВРОПЕЙСКОЕ ЧАСТНОЕ ОБЩЕСТВО»Свобода передвижения услуг Ст. 50 Договора о ЕС. Под «услугами» понимаются те, которые обычно предоставляются за вознаграждение и не регулируются положениями о передвижении товаров, лиц и капиталов. Виды деятельности, из которых такие услуги могут происходить:1. деятельность промышленного характера; 2. деятельность коммер-ческого характера; 3. деятельность ремесленников; 4. деятельность лиц свободных профессий.Обязателен возмездный характер их оказания. Это — основной и принципиальный критерий, отличающий услуги от благотворительности и выполнения официальных обязанностей.Свобода передвижения услуг: содержание. Статья 49 Договора о ЕС запрещает любые ограничения на предоставление услуг на территории Сообщества частными лицами, которые учреждены в государстве Сообщества, отличном от того, где учреждено лицо, которому услуги предназначаются.Свобода передвижения услуг реализуется в трех практических случа-ях.1. Передвижения лица на территорию другого государства-члена с целью оказания услуг. 2. Передвижение лица на территорию другого государства-члена с целью получения услуг3. Передвижение услуг без сопутствующего передвижения лиц. Это — современная разновидность торговли услугами. Она подразумевает, что лицо, оказывающее услугу, и лицо, ее получающее, остаются в различных государствах-членах. Как правило, посредством телекоммуникационных сетей.Пределы и ограничения. Во-первых, банковские, страховые и транспортные услуги в соответствии со ст. 51 Договора о ЕС исключаются из сферы действия общих положений относительно свободы передвижения услуг. Оказание транспортных услуг регулируется специальным разделом Договора о ЕС (Раздел V «Транспорт»), для них созданы специальные правовые режимы.Во-вторых, не все услуги либерализованы. Каждый определенный вид услуг должен получить механизм либерализации, закрепляемый в директивах Совета согласно ст. 52 Договора о ЕС. Например, Директива Совета 1990 г. о комплексном туризме, комплексном отдыхе ... Кроме того, некоторые услуги не могут быть либерализованы (аборты)В-третьих, сам Договор о ЕС предусматривает исключения и 46. ог-раничения свободы передвижения услуг. Посвященная этому ст. 55 Договора отсылает к соответствующим исключениям и ограничениям, предусмотренным для свободы учреждения. Государства-члены имеют право ограничивать свободу пере-движения услуг по мотивам общественного порядка, общественной безопасности и охраны здоровья.