Все шпаргалки / Философия / 

Философия истории: предмет и направления

Философия истории -область философ.знания, охватывает онтологические вопросы исторического процесса: смысл и направление историй; расчленение и последовательность основных исторических эпох; специфика историч.процесса; критерии общественного прогресса; свобода и необходимость в историческом процессе; гносеологич. и методологич. проблем исторической науки.Считали, что набор событий повторялся постоянно. Наиболее известное произведение «О граде Божем» - концепция на принципах провиденциализма и эсхателогизма. А.Аврелий заложил основы этой концепции.(Эсхатология – учение о конце мира).Метаистория-для определения каков замысел Божий относительно той\иной культуры, нации.Как светская наука Ф.И. начинает формироваться в 18-нач.19вв. Основоположники: Вико(17-1я пол. 18вв)-основополож-к историзма. Принцип подхода к действительности, как изменяющейся во времени, развивающийся. Произв. «Основание новой науки об общей природе наций» 1725г. Ввел в историческую науку метод компаративистики. Утверждал, что все народы развивались параллельно и проходят 3 последовательных стадии: божественную(безгосударственное сосотояние, власть у жрецов), героическую (аристократич. гос-во), человеческую (демократич. республика, представит-ская монархия) Гердер(2я пол. 18в) - отец европейской словистики (науки о славянских яз.). Его работа-«Идеи о философии истории человечества». Сторонник идеи осуществления прогресса в истории. Историч. процесс – это осуществление гуманности.Гегель – рассматривал историю человеч-ва не как случайный, хаотичный процесс, а как закономерный, развивающийся по определенному плану и идущий к конечной цели. Ввел понятие «хитрость исторического разума». Историч. процесс нельзя повернуть вспять. Трагические события в длинной исторической перспективене имеют существенные значения.Г. Выстраивает четкую историческую схему. Для него Ф.И.- понимание историч. процесса как развивающегося по восходящей. Характерность в гарантированности прогресса. Отрицательные стороны: поклонение будущему; рознь между поколениями (нов.поколен.автоматически считает себя лучше предыдущего).На рубеже 19-20вв. сформир-сь направление, представители которого понятие историч.бытие пытались отождествить с понятием культура (Риккерт). Это подход культурно-исторической монадологии (монадо- замкнут.самодостаточн. действительность).Единый исторический процесс- это фикция. Существует, на самом деле, множество самостоят.культурных организмов - одна из точек зрения.На рубеже 19-20вв вера в общественный прогресс была подорвана. Это заставило ученых сосредоточ.на смысле истории. ПРОБЛ. В чем смысл истории, если она гарантир-но не идет к лучшему? ЗАДАЧА: найти критерии, чтобы заранее отличить вариант катастрофич.развития от нормальго хода истории. Пытались ответить на этот вопрос персонализма и экзистенциализма. Уделял внимание Бердяев и Ясперс(«Смысл истории», «Дух нашего времени») Бердяев и Ясперс утвержд., что всеобщ.универсал.смысл истории заключ.в обеспечении и сохранении достоинства личности. На рубеже 19-20вв сформ.направление в рамках фил.ист.получило название культурно-историч. монадология. О Шпендлер «закат истории» и А.Тоинбиль «Изучение (посижение) истории». Представители этого направления вместо «историч.бытие» использ.понятие «культура».КУЛЬТУРА- отличающее эпоху, создающее ее как целостность; определ.внутр.единство форм мышления. Единство стилистики запечатлен.в формах религиоз.худож.жизни.Шпендлер выделил: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская(свидетельство того, что не существует единого процесса мировой истории), майя. ЮНЕСКО выдел.культурн. регионы: Латино-Амер., Мусульм., дальневосточн., европейско-североамериканск., индийск., африканский.Среди проблем истор.философ. одна из важнейших- методолог.проблема историч.познания и интерпретац. Истории. Занимались этим представители неокантианства и герменевтики.ГЕРМЕНЕВТИКА- иск-во интерпретац.текста. представители подчерк.особую значимость изучения текста в процессе работы ученого гуманитария. Ханс Георг Гаддаймер. С точки зрен.герменевтики текст трактуется не в кач-ве един.исслед., а в как особый социо-культурный феномен. Текст всегда читается в определен.контексте, который задает поле возможных интерпретаций.Для герменевтов: быть-значит быть интерпретир-ным. Барт «Смерть автора»- повышение значимости роли интерпретатора, читателя. Когда мы интерпретируем историч.тексты, должны помнить, что слова могли иметь другое значение. Мы вкладываем часть себя в смысл, и другие тоже так же.