Все шпаргалки / Философия / 

Научная Революция 17 века. Эмпиризм и рационализм

В конце 16 – начале 17 века началась Научная Революция. В этот период были следующие открытия:Обоснование Коперником гелеоцентричности вселенной;Галилео Галилей заложил основу физики и механики (сконструировал телескоп);Кеплер обобщил открытия Коперника в математических формулах;Гарвей открыл систему кровообращения;труды Ньютона – открытие закона всемирного тяготения.В этот период центром развития философии становится Англия, Франция, Голландия. Именно в 17 веке наука философия приобретает современный характер: до этого целью науки считалось (как сама цель) – знание как само по себе, а новое отношение – целью науки становилось достижение таких знаний, которые бы увеличивали власть человека над природой.Основной проблемой этого периода был поиск методов познания. Под методом понимается – это способ достижения цели, а совокупность методов – методология. «знания – это сила.»В философии Нового времени выделяют 2 основных направления: эмпиризм; рационализм.Эмпиризм (от лат. «опыт») – это учение, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знания. Представители: Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк.Ф.Бекон был первым философом Нового времени, знатным человеком. Умер, когда проводил опыты по замораживанию курицы. Среди его работ выделяют такие: Новый Органон; Новая Атлантида.В философии Бекона выделяют:1. Критическую часть – почему до сих пор не было получено адекватного знания о мире? – «Этому мешали предрассудки, укоренившиеся в человеческом сознании (идолы)», и выделяют 4 вида идолов:идолы рода – это врожденное несовершенство человеческого ума;идолы пещеры – это индивидуальные идолы, индивидуальные заблуждения человека;идолы рынка – это предрассудки, которые возникают в связи с употреблением слов;идолы театра – возникают в результате некритического отношения к традиционным философским системам. Авторитет мешает развитию нового.2. Позитивная часть. Бекон считал основой всякого познания – опыт, а философию – наукой о реальном мире, основанную на опытном познании. Основной метод научного исследования по Бекону – это индукция – предполагает выводы о целом на основе рассмотрения изучения частых элементов. По Бекону материал полученный в результате исследований и наблюдений, необходимо заносить в таблицы, и он предложил несколько разделов в таблицах:1. таблица позитивных инстанций (собрать все случаи, касающиеся проявления исследуемых св-в);2. таблица негативных инстанций (изучает, где исследуемые свойства не присутствуют);3. таблица степеней и сравнений (необходимо собрать случаи, где исследуемые свойства содержатся в большей или меньшей степени).Его современники считали, что это все можно познать разумом.Рационализм – это учение в теории познания, согласно которому достоверное знание не может быть выведено из опыта, оно может быть подчеркнуто только из самого знания. К мыслителям рационализма относят: Ренэ Декарт; Бенедикт Спиноза; Годфрид Лейбниц.Декарт утверждает, что в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция – это ясное и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме и не вызывающее никакого сомнения. Интеллектуальная интуиция начинается из сомнений, сомнения – это не цель, а средство достижения достоверного знания. Декарт задает вопрос: 1. «В каком знании человек может быть абсолютно уверен?» -может все вокруг иллюзия, сон, «Мы можем сомневаться в истинности представления о мире, кроме одного: мы не можем сомневаться, что мы существуем!»(Мыслю, следовательно существую)2. «Существуют ли другие истины, кроме существования мыслящего «Я»?» - «В сознании мыслящего субъекта существуют различные идеи, которые возникли из полученных впечатлений (например: солнце, деревья, дома – появились в результате опыта).Есть врожденные идеи, не являющиеся результатом опыта, это идеи Бога как совершенного существа, это идеи математических объектов. Ни одна из видимых окружностей не является круглой – обязательно будут микроскопические неровности».Метод познания, который предлагает Декарт, это дедукция – это метод познания, при помощи которого частные знания выводятся из общего.