Все шпаргалки / Философия / 

Понятие Немецкой классической философии

Немецкая классическая философия (НКФ) – это линия в развитии европейской философии во второй половине 18-19 веков представлялась философами: Кант Фихте Шеллинг Гегель ФейербахФакторы, которые повлияли на формирование НКФ:идеи просвящения (идея разума) – это означает, что существует некоторое число вечных самоочевидных истин, доступных пониманию любого человека в любую эпоху. Природа устроена разумно, она представляет собой гигантский механизм, законы действия, которого могут быть постигнуты разумом;идея Великой французской революции – это идея равенства всех людей перед Богом и законом;идея деизма – это учение, согласно которому Бог сотворил мир, но в дальнейшем не вмешивается в ходе мировой истории.Общие черты, объединяющие представителей НКФ:сходное понимание роли философии в истории человечества: философия есть самосознанием культуры;они понимают философию как строгую системную науку, много внимания уделяли разработке понятий и категорий;вера в мощь человеческого разума и в то, что бытиё упорядочено законами и познаваемо;признание науки и научного знания как средства решения социальных проблем;утверждение идеи прогресса в познании и в различных сферах общественной жизни;провозглашение универсальных норм, морали и права, которые должны привести к торжеству справедливости и гуманизма.Родоначальник – Кант. В творчестве Канта выделяют 2 периода (период 1770г.):1) докритический период уделял внимание естественнонаучным проблемам (астрономия, физика). Основная работа «Всеобщая естественная история» и «Теория неба»;2) критичный период поставил перед собой задачу осуществить анализ всей предшествующей философии и свои идеи предложил в 3-х основных работах: «Критика чистого разума» (проблемы гносеологии)«Критика практичного разума» (проблемы этики)«Критика способности суждения» (посвящена эстетике)В эпоху Средних веков и Возрождения основное внимание уделялось проблемам онтологии, а в Новое время переключилось внимание на гносеологию.В самом субъекте познания он выделяет 2 уровня:Эмпирический – это уровень индивидуальных особенностей, познающего субъекта; (склонность к чему-либо) Трансцендентальный – это уровень надындивидуальных особенностей (как представителя биологического вида) человека как представителей своего вида.Кант процесс познания разделил на 3 этапа: Чувственное; Рассудочное; Разумное.На чувственном познании – человек упорядочивает хаос ощущений при помощи субъективных форм созерцания, пространства, времени. Эти формы созерцания являются априорными (доопытными) и являются условием организации опыта.Рассудительное познание – рассудок облекает имеющиеся знания, формы, понятия т.е. выделяет в них нечто общее. Рассудок соединяет разрозненные представления в единое целое, он использует категории с помощью которых происходит синтез и обобщение чувственного материала. Например: причинность, единство.Разумное познание – это способность к умозаключению, это высшее знание о мире, представленное в форме идей: души, мир, Бога. Тоесть это глобальные понятия с помощью которых разум стремиться оформить весь мир как единое и бесконечное целое. В человеческом разуме заложены антиномии – тоесть противоречивые состояния. Например: Мир конечен во времени и пространстве;Мир не имеет границ во времени и пространстве;Бог существует и Бога нет;Человек свободен и человек не имеет свободы.Кант утверждает, что мир такой какой он есть на самом деле – непознаваемый. Он назвал его «мир вещей в себе», «мы познаём не вещи в себе, а их явления». Кант назвал этот мир – «мир феноменов».Кант считал, что единственной абсолютной ценностью в мире является разумная, человеческая личность. Долг человека быть разумной личностью – это означает поступать за правилами:1) Поступать так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим законом;2) Воспринимай всегда себя и других как цель действия, а не как средство. Люди-средства – для нас не представляют для нас никаких ценностей, а люди-цели – те, которые для нас важны.Кант утверждает, что разум ставит перед человеком требования, которые мы должны выполнять – хотим мы это или нет.Гегель родился в 1770г., умер – 1831г.(во время холеры). Выделяют 2 периода в творчестве Гегеля:Подготовительный период – сосредоточение на изучении религии. Основная работа «Дух христианства и его судьба»;Основной период – по его мнению человек в религии заинтересован эмоционально. В 1807 г. появляется «феноменология духа» - это его первая основная работа.Основная проблема философии Гегеля – это проблема соотношения субъекта и объекта в процессе познания. В основе учений Гегеля лежит представление о тождестве субъекта и объекта. Первым шагом преодоления противоположностей между субъектом и объектом явл-ся: движение индивидуального сознания вместе с общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества.Феноменология духа – это одновременный процесс развития всемирной культуры, накопление духовного опыта человечества и освоение этого опыта конкретным индивидом. По окончанию этого процесса воспитания и образования каждый человек становится способным посмотреть на мир и себя с точки зрения «мирного духа». Таким образом снимается противоположность субъекта и объекта.Гегель считал, что первоосновой мира является абсолютная идея – это целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей.Основные законы диалектики (это знания о развитии):1) Закон перехода количественных изменений в качественные;2) Борьбы, единства, противоположности;3) Закон отрицания отрицания.