Все шпаргалки / Философия / 

Структура познавательного процесса

Исходным пунктом научного познания является выбор и постановка научной проблемы.ПРОБЛЕМА – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос. Новые явления, ранее неизвестные, появляющиеся новые неизвестные факты требуют своего объяснения.Познавательный процесс проходит путь от эмпирического уровня к теоретическому.Особенности ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания: его объект чувственно-опытный, доступный наблюдению или включенный в различные виды эксперимента. Знания - это эмпирические факты, первоначальные гипотезы. Методы – наблюдения, описания, измерения, сравнение, эксперимент.Особенности ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: объект – мысленная реконструкция эмпирического объекта. Это – абстракция, логическая модель реального объекта (ненаблюдаемые объекты, например, периодическая система Менделеева), знания – первоначальные гипотезы, понятия, категории, законы, теории, и методы – идеализация, моделирование.Основные методы, используемые на эмпирическом уровне:1) Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира (например, замеры делают в определенное время, или химики снимают показания при определенной температуре)2) Эксперимент – планомерное и целенаправленное исследование, обеспечивающее возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.Различают два вида эксперимента:НАТУРАЛЬНЫЙ – ставится непосредственно с объектом иМОДЕЛЬНЫЙ – ставится с моделью-заместителем объекта. МОДЕЛЬ – мысленно представляемая или материально реализованная система, отображающая или воспроизводящая объект исследования, способная замещать его и давать информацию о самом объекте. Открытие новых фактов может привести к необходимости выдвижения предположений. Эти научные предположения и есть ГИПОТЕЗЫ. Характеристики гипотезы: - повторяемость - максимальная простота (из одного предположения должны быть объяснимы все имеющиеся факты). Доказанная гипотеза может превратиться в НАУЧНУЮ ТЕОРИЮ (греч. – рассматривать, исследовать).ТЕОРИЯ – система взаимосвязанных утверждений и доказательств, которая содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Отличительные свойства теории:1) Содержит достоверное знание – знание, которое может быть проверено на истинност2) Теория должна содержать исходные утверждения, на основе которых путем логических операций могут быть получены новые утверждения. Теория – это цель наукиМЕТОД (это способ достижения целей) – это совокупность правил, приемов, операций практического и теоретического освоения действительности, которая служит для получения и обоснования истинного знания.Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.АНАЛИЗ – это способ мысленного или реального расчленения объекта на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.СИНТЕЗ – понятие, противоположное анализу, характеризует соединение различных элементов в единое целое.ИНДУКЦИЯ – логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получается общее.ДЕДУКЦИЯ – логический способ рассуждения, пользуясь которым из истинных посылок при строгом соблюдении правил логики получают истинное заключение