Все шпаргалки / Физическая культура / 

Перспективное планирование тренировочного процесса для юных спортсменов (цель и задачи, содержание и форма)

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, порядок применения наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.Основная задача: определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса; наметить оптимальную программу тренировки.Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Основное содержание перспективного плана подготовки включает следующие разделы:- краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); - цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; - структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; - основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; - главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; - контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; - общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; - общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; - система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; - график учебно-тренировочных сборов и места занятийИсходными данными для составления многолетних (перспективных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия проведения спортивных занятий и другие факторы. Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам — соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, величин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.Документы перспективного планирования: учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия. Учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся. Программа состоит из следующих разделов: - объяснительной записки; - изложения программного материала; - контрольных нормативов и учебных требований; - рекомендуемых учебных пособий.