Все шпаргалки / Институциональная экономика / 

Издержки предконтрактного оппортунизма. Моральный риск, неблагоприятный отбор.

Оппортунизм- несоблюдение условий контракта сторонами или одной из сторон. В основе лежит несовпадение эконом. интересов обусловленное ограниченностью ресурсов, неопределенностью, и как следствие несовершенной специфицированостью условий контракта. Если ожидаемые издержки связанные с уклонением от условий контракта оказываются меньше, чем те выгоды, что оно принесет, то эконом. агент выберет ту или иную форму оппортунистического поведения.есть два вида оппортунистического поведения предконтрактный и постконтрактный. Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о её поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными. Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию. В частных фирмах и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения – главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций