Все шпаргалки / Институциональная экономика / 

Внутрифирменная структура. Унитарная, холдинговая их характеристика.

Унитарная – х-ца жесткой централизацией администрирования, властными отношениями. Все основные решения принимает принципал, он же осуществляет контроль. Если право контроля над деятельностью агентов и делегируется, то по функциональному признаку – главам функциональных подразделений: отдела сбыта, главному инженеру, главному бухгалтеру и т.д. Холдинговая – децентрализованное делегирование оперативного управления за исключение финансовых потоков. Принципал контролирует деятельность агентов не непосредственно, а через организацию соревнований агентов, победитель выявляется по критерию финансовых результатов. Возможна конкуренция между подразделениями одной фирмы. Наиболее значимой организационной инновацией в XX в. является изобретение в 20-е годы Пьером Дюпоном и Альфредом Слоуном (руководителями фирм "Du Pont" и "General Motors" соответственно) мультидивизиональной структуры. Эта структура "подразумевает создание полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципа самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку" Мультидивизиональная – сочетание элементов унитарной и холдинговой структур. одни подразделения организованы на унитарных принципах, другие поставлены в рыночную зависимость и отношения с друг другом. Часть прибыли остается в подразделении фирмы. Смешанная – Все элементы пересекаются. Встречаются в реальной практике Наконец, смешанная структура возникает в том случае, если одно из подразделений полностью контролируется главным офисом, как в унитарном предприятии, второе подразделение зависит от главного офиса только финансово, как в холдинге, а третье подразделение имеет операционную самостоятельность и действует на принципах самоокупаемости, как в мультидивизиональной структуре.