Все шпаргалки / История Казахстана / 

Кунанбаев, Абай

область, Российская Империя — 23 июня (6 июля) 1904) — казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.БиографияРодился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу.На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил басни И. А. Крылова, стихи М. Ю. Лермонтова, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, стихи Гете и Байрона.Абай Кунанбаев способствовал распространению русской культурой среди казахов. Он призывал: «Знать русский язык — значит открыть глаза на мир», «Русская наука и культура — ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли».Некоторое время Абай работал волостным управителем. Однако в скором времени, разочаровашись в своей способности использовать должность на благо народа, оставил ее. Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против исламского догматизма, рабского положения женщины. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в казахских племенах. Абай Кунанбае был новатором казахской поэзии: он ввел такие стихотвеорные формы как новые шестистишья и восьмистишья; новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» поэт противопоставлет разум в лице Аристотеля алчности завоевателя (Александра Македонского). В прозаических «Назиданиях» посвящены проблемам истории, педагогики и права. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку.Руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как свою духовную предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами.В 1983 г. о жизни поэта был снят фильм «Абай», Казахфильм. Памятники поэту установлены во многих городах Казахстана а также в Москве.