Все шпаргалки / Издательское дело и редактирование / 

Книгоиздание в 40–50–х гг 19в

Россия вступает в период промышленного переворота. Ужесточается гнет правительства, помещиков. Активизируется недовольство общества существующей системой → протест, особенно в среде интеллигенции. Этот период вошел в историю отеч книгоиздания как самый мрачный. Действовавший цензурный устав предусматривал такой порядок, при кот произв проходило не ≤ 12 цензур, направленных на искоренение неугодного правительству содержания. Из текста удаляли мысли, суждения, отдельные слова. #, слово "прогресс". Правительство отклоняет ходатайства о разрешении выпуска дешевых периодич изданий, т.к. лит сможет оказывать влияние на «средний класс». Однако борьба с самодержавием и крепостничеством, которую возглавили Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, способствовала тому, что в этот период поднимается самосознание, растет и развивается худож и научно–попул лит. Усиливается ее влияние на читателей, распространяются научные знания. Продолжает развиваться редакт деят-ть. Несмотря на противодействие цензуры, издатели выпускают значительные, социально важные издания. Жесткая цензура заставляла издателей и редакторов внимательно анализировать содержание лит произв. Авторы учатся иносказательно выражать свою политич позицию, а читатели овладевают навыком видеть и читать "между строк". Меняется содержание лит. Ставится задача распространения научных знаний, повышения общей культуры читателей. Наиболее интересны с т.зр редакторских проблем журналы "Отеч записки" и "Современник", сб Некрасова. Продолжается разработка принципов подготовки собраний сочинений, активно ведет лит и издательскую деятельность, Белинский, ярко проявляется редакторская деят Н.А. Некрасова, А.И. Герцен создает Вольную русскую типографию в Лондоне. Периодических изд становятся разнообразнее. Издаются лит ежемесячники – толстые журналы ("Отечественные записки", "Библиотека для чтения"), отраслевые специальные ("Терапевтический журнал"), по искусству ("Репертуар и Пантеон"), иллюстрированные ("Ералаш"). Расширяется число издаваемых газет. Обязанности редактора постепенно выделяются в самостоят область, издатели платят сотрудникам высокие гонорары, → увеличение числа профессиональных журналистов, литераторов, редакторов. Журналы занимают основное место в чтении публики, влияя на общую культуру населения. Широко начинают работать общественные библиотеки, формируется домашние библиотеки. Распространяется семейное чтение, когда свежий журнал читают вслух в кругу семьи, соседей, друзей. Два значительных журналах 40–х годов – "Отечественные записки" и "Современник". "О з" стал продолжением журнала, который издавал чиновник коллегии иностранных дел Свиньин. Но только по названию. С приходом А.А. Краевского – редактора и издателя – журнал преобразился и стал одним из наиболее ярких. Краевский привлек к сотрудничеству в журнале виднейших русских ученых и литераторов (Жуковский, Вяземский, Одоевский, Лермонтов,и др) Журнал состоял из отделов "Современная хроника России", "Наука", "Словесность", "Художества", "С/хоз" и др → универсальность В журнале начинает печатать свои статьи Белинский, а затем становится его постоянным сотрудником, приняв на себя руководство критико–б/ф отделом. Белинский привлекает к работе в журнале Огарева, Герцена, Некрасова, Тургенева.. Журнал объединялся единой идеей – идеей социального переустройства общества, идеей борьбы засправедливость, за социализм. Произведения отвечали критериям народности, правдивости в изображении действительности. Когда Некрасов и Панаев купили у Плетнева журнал "Современник", в него перешел работать Белинский и большинство сотрудников и литераторов, составлявших его круг. "О.з" постепенно утратили значений самого передового журнала. Его место занял "Современник". Официальным редактором - Никитенко, идейным руководителем – Белинский. "С" – вплоть до смерти Белинского и эмиграции Герцена – становится журналом революционно–демократич направления. Отделы журнала вкл произведения лучших демократических писателей, философов, ученых.