В.Г. Белинский создал целое учение о журнализме, рассматривая журнал как вид издания, обосновал специфику подготовки собраний сочинений. В работах критика поднимаются вопросы о целях и задачах печати в России, о характере журнала и его отделов, о разновидностях периодических изданий и отличии журнала от газеты, о типах статей, методах организации и способах изложения материала, языке и стиле газетных статей. Белинский подчеркивает, что важными отделами каждого журнала должны быть отделы критики и библиографии. Именно эти отделы наиболее полно отражают "дух и направление журнала", через эти отделы журнал прежде всего реализует свое основное назначение – быть "руководителем общества". В статьях, обзорах, рецензиях Белинского содержится богатый материал, дающий основание для рассмотрения требований к произведениям литературы и изданиям. Кроме того, для теории и практики редактирования имеет огромное значение конкретный опыт Белинского – редактора, издателя. Многие годы Белинский являлся фактическим редактором и руководителем изданий. С 1833 года Белинский, исключенный из университета за антикрепостническую драму "Дмитрий Калинин", начинает сотрудничать с журналом "Телескоп" и газетой "Молва". А с отъездом их главного редактора Надеждина за границу, Б становится официальным редактором–издателем этих изданий. Потом Белинский руководил журналом "Московский наблюдатель". Переехав осенью в Петербург, Белинский становится сотрудником отделов критики и библиографии журналов "Отечественные записки" и "Современник" и неофициальным редактором этих изданий. Одновременно он печатает свои статьи в "Литературной газете". Белинский привлекает к работе в журнале Огарева, Герцена, Некрасова, Тургенева.. Журнал объединялся единой идеей – идеей социального переустройства общества, идеей борьбы засправедливость, за социализм. Произведения отвечали критериям народности, правдивости в изображении действительности. Когда Некрасов и Панаев купили у Плетнева журнал "Современник", в него перешел работать Белинский и большинство сотрудников и литераторов, составлявших его круг. "О.з" постепенно утратили значений самого передового журнала. Его место занял "Современник". Официальным редактором - Никитенко, идейным руководителем – Белинский. "С" – вплоть до смерти Белинского и эмиграции Герцена – становится журналом революционно–демократич направления. Отделы журнала вкл произведения лучших демократических писателей, философов, ученых. Белинский в качестве основных требований к журналу выдвигал требования разнообразия материала при сохранении единого твердого направления, хорошую постановку отделов критики и библиографии. Боролся за точный, простой и понятный стиль изложения всякой темы – даже научной, стремился демократизировать литературную речь. + К середине 19в почти утвердился хронологический принцип расположения материала, не без участия Белинского.