Термин «форма правления» содержится во многих основных законов стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия (конституция Испании 1978) или республика (конституция Германии 1949). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Украина (хотя в Конституции сказано, что Украина – республика)2 подхода к понятию формы правленияУзкий – связано с положением главы государства, монарха или президентаШирокий – отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы1. В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица, но она не может включать всю политическую среду. форма правления – элемент формы государства, характеризующий структуры высших органов власти, порядок образования и распределения компетенции между нимиВ ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвуюих в управлении государством.По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республикуВместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты)