Внешнеполитические полномочия парламентов носят ограниченный характер. Парламент практически лишен возможности оказывать решающее влияние на формирование и осуществление внешней политики. Он может высказывать свое мнение и осуществлять в доступных для него формах контроль за внешней политикой правительства. Эти функции обычно возлагаются на комиссии по иностранным делам соответствующих палат. Чисто формальными считаются права парламента объявлять войну и заключать мир, так как эти полномочия фактически полностью сосредоточены в руках правительства. Что касается принадлежащего некоторым парламентам права ратификации и денонсации международных договоров, то и это полномочие, как правили лишено действенного характера. Часто правительство имеет право заключать международные соглашения, не требующие ратификации их парламентомВсе зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы1. Принятие бюджета2. Юридически все финансовое законодательство исходит от парламента, практически же он играет в этой области чисто номинальную роль3. Контроль над деятельностью правительства. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому режиму. Конкретное выражение зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразныМетоды контроля:1. Вопросы к правительству. В соответствии с регламентом парламентов раз в неделю установлен час вопросов к правительству. Вопрос должен относиться к фактам и не содержать обвинений. После ответа министра возможно выступление депутата, задавшего вопрос. Обсуждение ответа не предусмотрено, и решение по нему не принимается2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении. Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства3. Интерпелляция – используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение главы правительства, обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отставку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, действуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием). Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся «свалить» правительство. Однако и правительство часто прибегает к такой мере, связывая требование принять какой-либо закон с выражением доверия правительству и угрожая в противном случае своей отставкой. В парламентарных странах5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат6. Парламентские слушания - активно используется в президентских и полупрезидентских республиках. Они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются7. Парламентские расследования. Для этой цели парламент или его палаты создают специальные комиссии, которые имеют доступ ко всем документам, включая секретные; все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинением в неуважении к парламенту и наказанием8. Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте. Счетные палат, задачей которых является проверка исполнения бюджета, принимаемого парламентом, и других финансовых законов, об уполномоченных по правам человека, о генеральных контролерах9. Созыв специальных заседаний парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении чрезвычайного положения)10. Импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формулирует обвинение, а дело рассматривает специальный суд11. Контроль за делегированным законодательством — актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона.Основные этапы законодательного процесса1. Выявление потребности в принятии и осуществлении законодательной инициативы2. Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях3. Рассмотрение законопроекта в парламентских комитетах4. Принятии законопроекта палатой, в которую он был внесен5. Передача в другую палату6. Санкционирование и промульгация законопроектов