Все шпаргалки / Общая психология / 

Общая характеристика познавательного и личностного развития

Подростковый возраст – это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка Поэтому часто подростковый возраст называют кризисным, переходным от детского к взрослому. Наблюдается быстрый рост скелета (за год девочки вырастают на 3 – 6 см мальчики – на 4 – 7 см).Функционирование органов не обеспечивает полноценной работы всего организма, поэтому часты жалобы на сердцебиения, головные боли.В подростковом возрасте начинается половое созревание, идет половая идентификация, ребенок начинает воспринимать себя как взрослого человека.У подростков можно часто отметить двойственное отношение к своему «новому» телу: чувство гордости может сосуществовать с чувством брезгливости.Внешне это может проявляться в таких неожиданных реакциях, как бинтование груди девочками, или, наоборот, ее подчеркивании.Мальчики могут становиться более неряшливыми, проявляя тем самым неосознанно протест против своего «Я»Взрослых часто возмущает циничность, развязность в высказываниях и общении с противоположным полом, однако в таких проявлениях следует видеть не только «отрицательного» подростка, но и слабого, не знающего, как решать свои проблемы.Сверхнапряженная работа организма ведет к тому, что младшие подростки быстро утомляются, хотя могут и не замечать этого.Как показали эксперименты, большинство случаев непослушания у подростков выявлялось именно во второй половине дня, когда утомление уже начинает сказываться. Возникает ситуация, схожая с младенческим возрастом: когда малыш устал, он начинает капризничать, плакать.На фоне бурного личностного становления уровень развития познавательной сферы к старшим классам школы достигает уровня взрослого человека.Основным достижением является произвольность психических процессов.Однако именно в подростковом возрасте отмечаются сильные колебания внимания у школьников во время уроков. Такая невнимательность объясняется повышенной возбудимостью одних или утомляемостью других школьников. Концентрация внимания также снижается после перенесенных соматических заболеваний, нервно-психических заболеваний, всевозможных травм, душевных переживаний. Интерес к другим людям пересиливает интерес к учебной деятельности. Возникает такой период, когда в школу ходят не для получения знаний, а ради общения со сверстниками, чаще с противоположным полом.Ситуация восстанавливается лишь к старшим классам школы, когда молодые люди задумываются о планах на дальнейшую жизнь.Подростки и юноши охотно занимаются рассуждениями, самоанализом, свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы.Они могут делать общие выводы, опираясь на частные посылы, умеют оперировать гипотезами.Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте наблюдается интеллектуализация всех познавательных процессов, происходит поиск своего места в системе общественных отношений.