Все шпаргалки / Педагогическая психология / 

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЗАУЧИВАНИЯ. ВНИМАНИЕ И УСТАНОВКА

Первое условие заучивания можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть выделено человеком из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего и внутреннего мира. Мало смотреть – надо видеть, мало слушать – надо слышать. Показ и речь учителя, его указания и требования – только часть всех сведений, которые поступают к ученику. Одновременно идет поток посторонних «шумов». Это и поведение других учеников, и внешность учителя, и птица, сидящая на ветке за окном, и шаги за стеной, и множество других событий, которые непрерывно происходят в микромире классной комнаты. Навстречу им «изнутри» идут воспоминания, ожидания, тревоги и размышления ученика. Между тем психологический эксперимент показывает, что человек одновременно способен воспринимать ограниченный круг объектов (примерно 5–9). Все остальное выступает как смутный общий фон или вообще не осознается.

Определенные предметы, события или свойства могут вызывать активность сознания, выражающуюся во внимании человека, потому что они связаны с внутренними источниками его деятельности – потребностью в информации, жизненными нуждами, общественными интересами. Проявления личности человека в отборе, переработке и использовании определенных сведений психологи называют установками. Эксперименты и наблюдения показывают важное значение установок индивида в учебной деятельности. Так, две группы студентов заучивали материал одинаковым способом и с тем же количеством повторений. Одна группа была предупреждена, что материал не придется повторять до проверки. Другой группе сказали, что перед проверкой будет возможность повторить задание. Затем неожиданно проверили обе группы. Оказалось, что студенты, надеявшиеся доучить материал, запомнили его значительно хуже. У них не было установки на окончательное заучивание материала.

В исследованиях было показано, что установка определяет сроки, прочность и характер запоминания. Учение с установкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до выхода из экзаменационной аудитории. Учение с установкой на приблизительное заучивание дает приблизительные знания. Более того, восприятие информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний.

Таким образом, внимание и установка на учение – внешние выражения направленности психической и практической деятельности учащегося на результаты, цели или процесс учения. Такая направленность достигается связыванием этих основных сторон учения с внутренними, внешними и личностными детерминантами деятельности индивида.