Долг - социальный категорический императив. Понятие дожа ста­ло у И. Канта главной категорией морали: именно чувство дожа опре­деляет нравственное поведение человека.

Дож становится общественной необходимостью, выраженной в пре­вентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, с цежю распространения требований нрав­ственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед общест­вом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной дея­тельности. Дож при этом тесно связан с такими понятиями, как от­ветственность, самосознание, совесть, мотив.

Категория дожа — одна из важнейших среди категорий профес­сиональной этики.

> Долг — это общественная необходимость, выраженная в нравст­венных требованиях к личности.

Выполняя требования долга, личность выступает как носитель оп­ределенных моральных обязанностей перед обществом, который осоз­нает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справед­ливым. Будь! — дож не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, зовет, требует, настаивает на ее претворение в жизнь.

Быть человеком дожа — значит не тожко знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих личностей высоко ценили чувство дожа. И. Кант отме­чал, например, что дож — это именно то великое, что возвышает че­ловека над самим собой. «Не забывай долга, — повторяет эту мысль А. Блок, — это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».