Все шпаргалки / Профессиональная этика юриста / 

Что такое нравственная ценность?

> Ценность — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, общества); понятие, с помощью которого характеризуют соци­ально-историческое значение какого-либо явления дня общест­ва и личности.

Истоки ценностных отношений — в социальном характере дея­тельности людей.

Ценности моральные — понятие этики, с помощью которого харак­теризуется значение для общества и человека социально-исторических явлений. Они служат важным фактором социально-нравственного ре­гулирования поведения людей, их взаимоотношений. К числу мораль­ных ценностей относятся: жизнь и достоинство человека, его нравст­венные качества, содержание различных форм морального сознания: норм, принципов, этических понятий (добро, зло, справедливость, счастье), нравственные характеристики деятельности общественных институтов, группы лиц, коллективов.

Все это показатель того, что человек существует в мире ценностей, которые представляют собой значимые объекты (материальные и иде­альные), устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека (общества). Поэтому человек ориентируется на ценности в своих суждениях, деятельности, моральном выборе.

В аксиологических категориях (ценность, оценка, ценностные ори­ентации и т. д.) воплощается творческий потенциал культуры опреде­ленного общества. В них аккумулируются представления людей о зна­чимости самых разнообразных явлений действительности.

Ценности различают по содержанию (польза, добро, власть и др.); знаку — положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечаю­щие интересам человека (польза, вред и др.). Выделяют также ценно­сти практические, духовные, высшие и низменные.

Необходимо обратить внимание на то, что понятия ценности и зна­чимости не совпадают. Во-первых, речь идет не просто о значимости какого-либо объекта, а о значимости социальной, когда объективно затрагиваются потребности и интересы больших групп людей или да­же всего человечества (безопасность, справедливость, добро, истина, красота и др.). Во-вторых, социальная значимость может быть как по­зитивной, так и негативной, в зависимости от влияния на обществен­ный прогресс. Ценность же любой вещи подразумевает позитивное начало. Поэтому понятие ценности носит функциональный характер.