Все шпаргалки / Профессиональная этика юриста / 

Какова специфика этической концепции Аристотеля?

Этические идеи Античности обобщил и систематизировал Аристо­тель. Его учение расходится в понимании нравственного с учением Платона, поскольку ищет основу нравственности не вне мира, а в об­стоятельствах и характеристиках человеческих действий. Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса:

1) этические, относящиеся к характеру и темпераменту; .

2) дианоэтические, относящиеся к разуму, которому он отводил ог­ромную роль в выработке нравственности и сдерживании страстей.

Этические добродетели Аристотель рассматривает как приобретен­ные свойства души, которые в значительной степени являются делом привычки. Добродетель он, в соответствии с античной традицией, трак­тует как известного рода меру, середину между двумя противополож­ностями. Так, например, мужество понимается им как середина между страхом и безрассудством, щедрость — как середина между скупостью и расточительством и т. п. Но этическую меру Аристотель понимает не упрощенно, арифметически, а конкретно-содержательно. Напри­мер, умеренность в его трактовке ближе к бесстрастию, чем к невоз­держанности, мужество ближе к безумной отваге, чем к страху.

У каждого действия, по Аристотелю, есть своя середина. Следова­ние подобной мере добродетели проявляется в действиях, направлен­ных на лиц, их заслуживающих, если такие действия совершаются во­время, при соответствующих обстоятельствах и в подобающей форме.

Аристотель указывает, что по отдельному поступку нельзя судить о нравственных достоинствах человека. И хороший человек иногда может совершать что-нибудь дурное. Важно выяснить, являются ли подобные действия случайными для этого человека, стремился ли он к этим действиям сознательно. Аристотель подходит к рассмотрению добродетельной личности в ее взаимосвязи с другими людьми, в отно­шениях с государством. Так, он считает, что для счастья нужно обла­дать определенными внешними благами (здоровьем, богатством и т. д.) и пользоваться благосклонностью судьбы. Но главное значение имеет неотделимость личного счастья от счастья всего общества. Как он ука­зывал в то далекое время формирования государственности, стремле­ние к благу общества дает гораздо высшее, гораздо более «прекрасное блаженство», чем удовлетворение своих личных позывов.

Таким образом, огромный вклад Аристотеля в развитие этики со­стоит в том, что он ввел термин «этика» (этика — это наука, изучаю­щая нравственность, добродетели, цель которой — сделать человека моральным, а значит и счастливым); классифицировал этические по­нятия; обосновал этику как систему научного знания; написал первые этические труды («Никомахова этика», «Эфдемова этика», «Большая этика»); создал синтетическую теорию морали; сформулировал про­блемы этики и т. д.