Все шпаргалки / Профессиональная этика юриста / 

Каковы основные категории этики?

В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые явля­ются словами живого языка и чаще всего употребляются в обыденной речи («добро» и «зло», «счастье», «долг», «справедливость» и т. д.). В отечественной этической теории категории этики подразделяются в соответствии со структурой морали и нравственности следующим образом:

- категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, цен­ности и т. д.);

- категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т. д.);

- категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репу­тация и т. д.).

Специфика категорий этики заключается:

- в том, что они выражают определенное содержание нравственно­сти, отражая различные моральные позипии;

- в них представлена мораль как таковая.

Категории этики используются для оценки самых различных по­ступков. В центре этических исследований находятся вечные пробле­мы человеческого существования. Поэтому основные понятия морали «добро», «зло», «счастье», «долг», «справедливость», «честь», «досто­инство» не претерпевают существенных изменений с течением вре­мени.

Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «достоинст­во», «честь», «смысл жизни», «счастье».

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разгра­ничивающие нравственное и безнравственное. Что же они из себя представляют?

Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положи­тельное нравственное значение, служащее отграничению нравствен­ного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над ми­ром, надприродные, безличностные.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, про­тиворечащем требованиям морали и заслуживающем осуждения.

Благо— все, что способствует человеческой жизни, служит удов­летворению материальных и духовных потребностей людей, является средством дня достижения цели, при этом есть и природные блага, и духовные (образование, познание, предметы культуры и т. д.).

При таком подходедобро— разновидность духовного блага. В эти­ческом же плане понятие «благо» зачастую является синонимом добра.

Справедливостьозначает такое положение вещей, которое рассмат­ривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие ме­жду деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением.

«Общий принцип справедливости, — писал. Вл. Соловьев, — тре­бует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они отно­сились к нам самим».

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества, справед­ливость считают синонимом правоохранительной деятельности, пра­восудия. Недаром правосудие с древних времен изображали с повяз­кой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое решение в жизнь. В правоохранительной, юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу целого ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется неспра­ведливым.

Долг— категория этики, означающая отношение личности к обще­ству, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг — это нравственная задача, которую человек формулирует ддя себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, то­варищеский.

В глазах общества сотрудник ОВД — непреклонный страж закон­ности, которым движет только чувство долга, не допускающий ком­промиссов, сделок с совестью, служащий только законности и справед­ливости. Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы соответствую­щие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы.

Сотрудник, соблюдающий «Кодекс чести...», клянется быть бес­пристрастным и справедливым, как велят ему дож и его совесть.

Совесть— это категория этики, характеризующая способность че­ловека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю само­оценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравствен­ные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и от­ветственности перед обществом, другими людьми, выступающее как дож и ответственность перед самим собой[1].

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стиму­лирует благородство, ответственность. Роль совести особенно важна, когда сотрудник находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или за­труднен.

Ответственность— категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответст­вия ее моральной деятельности нравственному долгу.

Ответственность предполагает учитывать ряд факторов: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность — философско-социологическое понятие. Ответ­ственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны. Например, теоретическое обоснование уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Достоинство— категория этики, означающая особое моральное от­ношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об­щества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самокон­троля.

Достоинство — выражение ответственности человека за свое пове­дение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Досто­инство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается также на принцип равен­ства всех людей в моральном отношении, основывается на равном пра­ве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей.

Честькак категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными за­слугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от до­стоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оце­нивает людейдифференцированно.

Понятие «честь» означает чтить, почитать, в современных условиях она является синонимом «Родины», «славы», «верности». В России в офицере всегда видели настоящего рыцаря, а в его чести — высшее проявление всех добродетелей. В офицерской среде было распростра­нено убеждение: «Армия погибает, если теряет честь».

Офицер обязан избирать такой круг знакомств, где преобладают нравственные начала. Особенно требуется офицеру избегать распут­ства, пьянства, азартных игр, наживы сомнительными путями, опро­метчиво давать честное слово. Эти твердые жизненные устои в не мень­шей степени необходимы в системе правоохранительной деятель­ности.

Например, «Кодекс чести...» сотрудника ОВД, принятый в 1993 г., обязывает в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботить­ся о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб его ре­путации.