Все шпаргалки / Профессиональная этика юриста / 

Каковы особенности этики ненасилия?

В противоположность многочисленным теориям, допускающим или даже приветствующим разрешение различных государственных, на­циональных или межличностных противоречий с позиции силы, эти­ка ненасилия исходит из недопустимости проявления насилия в ка­честве средства преодоления конфликтов. Своими корнями данная теория уходит в глубину веков. Сходные идеи формулировались еще в этике Нагорной проповеди Христа из Нового Завета Библии, где предписывалось «...ударившему тебя по щеке подставь и другую, и от­нимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».

Подобный этический идеал был непосредственно направлен на «разрыв» круговорота зла в обществе, на преодоление зла добром. Но за две тысячи лет, прошедшие с тех пор, подобные моральные предпи­сания крайне незначительно утвердились в сознании людей.

Существенное развитие этика ненасилия получила в работах вы­дающегося русского писателя и мыслителя JI. Н. Толстого, считавшего, что насилие само по себе ничего не создает, а только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни других, ни себя.

Таким образом, насилие бессильно, бесплодно, разрушительно. JI. Н. Толстой считает необходимым обратиться к отношениям любви, сострадания, милосердия, воздаяния добром за зло, с древности счи­тавшихся основой нравственности.

Дальнейшее развитие теория ненасилия получила в трупах М. Ганди, мечтавшего добиться свободы Индии мирными средствами» Он счи­тал ненасилие оружием сильных и подчеркивал, что оно не означает пассивности. Напротив, оно может и должно носить активный харак­тер, что может проявляться, как минимум, в двух формах борьбы: со­трудничестве и гражданском неповиновении.

Идея отказа от насилия как средства разрешения конфликтов на­ходит все большее количество сторонников во всем мире. Однако сле­дует учитывать, что сторонники ненасилия иногда содействуют агрес­сору и террористам. Поэтому в диалектике соотношения насилия и ненасилия в современном развитии человечества, к сожалению, пре­валирует первое. Одним из средств недопущения зла является актив­ная, целенаправленная и совместная деятельность всех народов в це­лях самоотверженного служения людям, всему человечеству.