Все шпаргалки / Профессиональная этика юриста / 

Каковы теоретические основы марксистской этики?

Марксистская этика базируется на социально-историческом подходе к анализу морали, что позволяет понять соотношение частных, клас­совых и общечеловеческих моральных позиций, дает возможность вы­явить в противоречивом характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеческого нравственного прогресса. Мораль охватывает все виды деятельности и общественные отноше­ния. Она оценивает политические, экономические, духовные позиции с точки зрения их справедливости или несправедливости, гуманности или антигуманности, добра или зла.

Большое внимание в марксистской этике уделяется определению критериев морали, важнейшими из которых являются:

- законы социального развития, конкретизирующиеся в соответст­вующих общественных потребностях и в общем виде определяю­щие нравственное содержание моральных норм и принципов;

- конкретные моральные нормы, принципы и идеалы, порождающиеся общественными потребностями и выступающие формой универ­сального отражения высоконравственных личностей, формируемых на основе осознания общественных интересов, в отличие от че­ловека буржуазного общества, формируемого главным образом на основе либеральных ценностей.

С этой точки зрения в основе марксистской этики, вобравшей в свое содержание все ценное, что было выработано начиная от эпохи Античности с позиции гуманистического миросозерцания, лежит за­дача формирования личности как активного носителя моральных обя­занностей перед обществом, которые она осознает и которыми регу­лирует свою деятельность и поведение.

При этом учитывается, что не только личность зависит от общест­ва, но и общество от личности. И в этой диалектической взаимосвязи вырабатывается так называемый нравственный дож как совокупность обязанностей личности перед обществом и общества перед лично­стью, на что обращали важное внимание классики марксизма. Од­нако, к сожалению, это положение марксистской теории не получило соответствующей реализации у последователей марксизма в условиях социалистического строительства, допустивших значительный отход, превращая людей в своеобразные «винтики», отступая тем самым


от нравственных норм и принципов марксистской этики. И, видимо, в этом и заключались одни из основополагающих процессов опошле­ния величайших и жизнеутверждающих принципов нравственности марксизма, невостребованных теми, кто не особо хотел расцвета со­циалистической нравственности, а лишь «перестройки» социализма в целом, стремясь главным образом не к всеобщему счастью, а к сча­стью своей животной личности, по образному выражению JI. Н. Толсто­го. При этом архитекторы «перестройки» не понимали, что истинное благо только тогда будет возможно, когда человек будет стремиться к счастью других.