Все шпаргалки / Профессиональная этика юриста / 

Каковы важнейшие теоретические установки средневековой этики?

Средневековая этика представляет собой объединение идей античной философии и религии при доминирующем влиянии религиозных по­ложений. Ее отличительной особенностью является геоцентризм, проявившийся в том, что важнейшей регулятивной идеей средневеко­вой этики стала идея Бога.

В средневековой этике в качестве основы и источника морали вы­двигаются божественные заповеди, обязательные для исполнения ве­рующими. Это хорошо представлено в разработанной Фомой Аквин­ским особой теории закона. По этой теории все законы связаны между собой нитями субординации.

Источником всех законов выступает «вечный закон» — универ­сальные нормы, общие принципы управления Вселенной. Этот закон заключен в Боге, тождествен ему. Следующий закон, по Аквинскому, это «естественный закон», который является по своей сущности от­ражением «вечного закона» в человеческом сознании.

«Естественный закон» предписывает людям стремиться к самосо­хранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и ува­жать достоинство людей.

Следующий закон — «позитивный», который силой и страхом принуждает людей избегать зла и достигать добродетели. В отличие от других законов «позитивный» может менять свое содержание в за­висимости от времени (исторических обстоятельств) и пространства (географии государства). Наконец, еще один вид закона —«божест­венный». Он дан в Библии и необходим, с одной стороны, потому, что позитивный закон не способен полностью освободить общество от зла. С другой стороны, этот закон нужен, чтобы помочь людям прийти к единому представлению о правде.

В этической теории Фомы Аквинского четко проводится мысль о том, что нравственным является действие, соответствующее Боже­ственной воле, а источником безнравственных поступков выступает свободная воля человека.

Цепью человека, по теории Фомы Аквинского, является достиже­ние блаженства, но, в отличие от Аристотеля, понимавшего под этим созерцание, Аквинский трактует блаженство как слияние человека с Богом, интуитивное познание Бога.

Таким образом, можно отметить, что если античная этика исходила из убеждения о доступности нравственного совершенства самому че­ловеку, то средневековая этика трактовала нравственные требования как заповеди Бога.