Все шпаргалки / Профессиональная этика юриста / 

В чем особенности этических теорий эллинистического и римского периодов Античности?

В эллинистический и римский периоды античной философии проис­ходит отрыв личной добродетельности от добродетельности граждан­ской (политической), что явилось следствием кризиса полисной орга­низации общества. Это нашло свое отражение в теориях эпикурейцев и стоиков, которые, подобно Платону и Аристотелю, учили, что жить следует согласно со своей природой, то есть со своим разумом и спо­собностями, потому что только в такой жизни мы находим наиболь­шее счастье.

В основе эпикурейской этики лежало утверждение о том, что целью человеческой жизни является блаженство (наслаждение). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в спокойствии духа. Для достижения этого человек должен самоустраниться от тревог и опасностей и от общественных и государственных дел.

Эпикур призывал своих последователей «прожить жизнь незамет­но», имея в виду прежде всего социальный аспект человеческого бы­тия. Эпикурейцы считали, что для добродетельной и счастливой жиз­ни достаточно естественных и необходимых желаний (не голодать, не испытывать жажды, не мерзнуть и т. п.), так как они легко удовлетво­ряются.

Человек, ограничивающий себя ими, получает независимость от обстоятельств и других людей. Если же брать желания в их полном объеме, то их в принципе нельзя удовлетворить. Поэтому основой нрав­ственного поведения в эпикурейской этике выступает ограничение желаний, продающее жизни нравственный смысл, то есть достичь без­мятежного состояния.

Большое влияние на развитие античной этики оказала также тео­рия стоиков, получившая развитие как в Античной Греции, так и в Римской империи (Зенон, Сенека, Марк Аврелий и др.). Стоики утверждали, что правила нравственности содержатся в самой природе и вытекают из мировых законов, управляющих жизнью природы. В соответствии с этим целью жизни они провозглашали добродетель, означающую согласие с разумом. Стоики признавали четыре основ­ные добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Их противоположностями выступают: неразумность, распущенность, несправедливость и трусость. Между добродетелью и грехом нет пере­ходных состояний, все остальное стоики относили к категории безраз­личного, в котором выделяли вещи «предпочтительные» (здоровье, богатство и т. п.) и «непредпочтигельные» (болезнь, бедность и т. п.).

Согласно учению стоиков, люди не в состоянии повлиять на вещи, но они могут над ними возвыситься. Человек не должен желать то­го, что не находится в его власти, поэтому ему следует стремиться к покою или, по крайней мере, к терпению. Счастье человека «состоит в том, что он не желает никакого счастья». Исходя из этого, этическим идеалом стоиков выступает мудрец, достигший добродетели и бес­страстия, не зависящий от внешних обстоятельств.