Все шпаргалки / Профессиональная этика юриста / 

В чем состоит различие между софистической и классической теориями морали, сформировавшимися в Античности?

В рамках античной этики сформировались две противоположные тео­рии морали: софистическая и классическая.

Первая из них отрицала обязательность нравственных требований и сводила сферу влияния морали главным образом к регуляции пове­дения индивидов. Так, по мнению одного из представителей школы софистов — Протагора, нормы нравственности различны в каждом че­ловеческом обществе, они меняются в разные эпохи и поэтому даже важнейшие этические понятия, такие как добро и зло, являются отно­сительными.

В противоположность этому классическая теория морали, сфор­мировавшаяся в учениях величайших мыслителей Древней Греции — Сократа, Платона и Аристотеля, заложила основы этики как науки о нравственности.

Для философии Сократа было характерно отождествление добро­детели и знания. Сократ полагал, что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать плохо. Основными добродетелями он счи­тал сдержанность, мужество и справедливость, которые человек при­обретает путем познания. Особо следует подчеркнуть, что именно Со­кратом была затронута актуальная и поныне проблема соотношения политики и морали.

Некоторые софисты противопоставляли политику и мораль, рас­сматривали политику как «грязное дело», лишенное сдерживающих этических начал, что являлось достаточно справедливым по отноше­нию к определенной части политиков и их действиям. Однако Сократ критиковал подобную позицию как ошибочное отступление от долж­ного и считал, что политика не только может, но и должна обосновы­ваться с позиции морали. Ученик Сократа Платон, один из величай­ших философов Древнего мира, полагал, что основы нравственного заключены вне мира — в Идее, заложенной в устройстве мира и про­низывающей все мироздание, в том числе и человека. Тем самым Пла­тон внес в этику идеальное понимание нравственного.

Признавая основы нравственного и выводя их из общественных отношений, Демокрит подчеркивал, что совершающий несправедли­вость несчастнее несправедливо страдающего.

Наконец, итогом классической теории морали является этика Ари­стотеля (IV в. до н. э.) - он первым систематизировал ее как творче­скую науку о добродетелях, относящихся к человеческому разуму, ко­торому отводил огромную роль в формировании нравственности.