Все шпаргалки / Религиоведение / 

«Собиратель Корана» Осман, «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы

Первые записи отдельных речей пророка делались еще при его жизни. Их полный свод был составлен в 655 г., т. е. менее чем через четверть века после смерти основателя религии. Окончательный сводный текст Корана был установлен в 856 г. после изучения и отбора ряда списков по приказу Османа, зятя Мухаммеда, хронологически третьего халифа пророка (арабск. халиф – преемник, заместитель), вошедшего в историю ислама как «собиратель Корана».

У мусульман в роли Св. предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии.

В Коране нет рассказа о Мухаммеде, сопоставимого по биографичности со сведениями «Торы» о Моисее или Евангелий о Христе. Между тем именно жизнь Мухаммеда могла бы составить своего рода исламскую священную историю и одновременно служить примером праведной жизни и борьбы за ислам.

В функциональном плане «Сунна» – это вероучи-тельный источник «второго порядка», притом что в содержательном плане – это биография пророка.

Арабское слово сунна, ставшее обозначением биографии Мухаммеда и исламского Св. предания, буквально значит «путь, пример, образец». В «Сунне» собраны рассказы о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда.

Выражение «соблюдать Сунну» означает подражать Мухаммеду, вести правильную мусульманскую жизнь.

В знак почитания «Сунны» правоверные мусульмане стали называть себя ахль ас-сунна, т. е. «люди Сунны, или сунниты». Однако и противостоящие суннитам шиитские течения и секты также почитают «Сунну пророка» наравне с Кораном.

В исламе принято выделять шесть главных сборников хадисов.

Первое и основное отличие «главных» сборников ха-дисов от «неглавных» состоит в степени авторитетности рассказчика.

В мусульманской науке сложилась особая исследовательская дисциплина – выявление степени достоверности хадисов путем критики надежности иснадов.

О том, насколько важен принцип древности и хронология иснада, говорит тот факт, что два основных направления в исламе – суннизм и шиизм – различаются между собой тем, какой древности хадисы они признают священными и, следовательно, каноническими источниками права.

Шииты (от арабск. шиа – «группировка, партия, сторонники») признают только те хадисы, которые восходят к двоюродному брату и зятю Мухаммеда халифу Али и его двум сыновьям. Согласно этим хадисам, продолжить дело пророка, охранять религию и управлять мирскими делами могут только прямые потомки Мухаммеда.

Для суннитов круг священных сборников хадисов значительно шире, и законными преемниками Мухаммеда они признают не только Али, но и некоторых других халифов.