В последнее время в бизнесе появилось такое понятие, как работа «в команде», т. е. сообща. Это, естественно, накладывает определенные правила на все функционирование коллектива, в том числе и на общение в коллективе. Общение перестает быть просто процессом коммуникации, а переходит в область политики данной компании. Общение «в команде» можно разделить на два типа: письменное и устное. К письменному типу следует отнести работу с деловыми бумагами и документами. Работа с ними – это очень сложный процесс. Но все-таки значительно важнее устная форма общения. Это может быть обычная разговорная речь вне работы. Обмен бытовой информацией, приветствия, вопросы о здоровье и иное – это не менее важно, чем обсуждение каких-либо вопросов на совещаниях и собраниях. Это занимательно с психологической точки зрения, потому что сближает коллектив.Ну и, конечно, официальная часть общения – это общение на собраниях, всевозможных совещаниях, сделках и т. д. Главным образом на них меняется состав лексики, тематика обсуждений. Речь становится ближе к литературной, применяется большое количество этикетных формул. Но все это общение должно быть направлено на достижение общей цели, и люди должны четко осознавать, что они работают на нее. Для этого персоналу нужно не только говорить, но и слушать.Современная риторика становится все более двухсторонней, поэтому ее интересует теория речевых актов и шире – психолингвистика, так как в этих науках восприятие речи ценится не ниже ее порождения. До самого последнего времени изучалась грамматика готового текста, преимущественно на писанного, реже – грамматика порождения текста, т. е. в процессе его функционирования.Лишь во второй половине XX в. появились работы по восприятию речи – по слушанию. Изучается психология процесса – варианты и сущность понимания воспринятого, индивидуальный портрет слушающего и говорящего речь. С точки зрения теории коммуникации восприятие речи входит в коммуникативный этап речевого акта как новый кодовый переход, который имеет определенную структуру: восприятие прозвучавшей или прочитанной речи – переход на внутренний, мыслительный код – понимание как присвоение сказанного слушающим.Но восприятие речи – процесс довольно сложный. Это говорящий прекрасно осознает, что он говорит и он должен делать это как можно четче и яснее, так как у слушающего может больше не быть шанса услышать текст вторично, а это может привести к непониманиям и переспросам.Во время общения говорящий все же исходит из того, что его поймут так, как он того хочет. На самом же деле так бывает далеко не всегда.Активное слушание – это процесс практически мгновенный, и все этапы в нем совмещены. Заключается он в том, что можно назвать его составляющим, а именно: в полноте восприятия и особенно понимания; в выделении наиболее важного, того, что может потребовать продолжения; в уверенности, что все сказанное соответствует истине. Активность слушания выражается в реакции слушателя на высказывание, мимических и жестикуляционных демонстрациях согласия и несогласия.Общение включает в себя и понятие говорения и слушания. Процесс коммуникации не может происходить без одного из них.