Все шпаргалки / Социальная педагогика / 

Семья и соседское окружение как территория социализации

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг. Жилище семьи становится домашним очагом только тогда, когда ее члены имеют возможность и удовлетворяют в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, когда семейное жилище является для человека некоторой «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться.Естественно, что главным условием преобразования жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.Станет ли жилище домашним очагом, зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды, разговоров за столом, на кухне и т. п. Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и прочее, как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже просмотр телевидения в одних семьях имеет совместный характер, а в других – фактически индивидуальный.Семья является первичной территорией социализации человека. Последующей территорией процесса социализации можно рассматривать соседское окружение и группу сверстников. Соседством является группа людей, проживающих на ближайшей территории. Эту общность определяют межличностные связи, характерное отношение к месту своего проживания, часто какие-то общие цели и совместная деятельность.Для взрослых соседство играет посредственную роль в их жизни.Для детей соседство – не только область жизнедеятельности, но и сильнейший фактор социализации.Дошкольники, младшие школьники и в большинстве случаев младшие подростки много общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение – выход за пределы семьи, освоение других ролей, приобретение важного социального опыта, определенная ступень привыкания к социуму.Общаясь с соседями-сверстниками, дети познают новые виды позитивных и негативных социальных мер управления, усваивая в социальной практике, за какие личностные и поведенческие проявления эти меры применяются обществом сверстников. Чем взрослее ребенок, тем большую роль в его социализации играют сверстники.Осуществляя социальное воспитание, педагогам хорошо бы знать характер соседского окружения своих воспитанников, особенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.Знание особенностей соседских отношений воспитанников дает педагогам возможность учитывать позитивное и негативное влияние, под которым могут оказаться ребята.