Все шпаргалки / Всемирная история / 

Антиимпериалистическая освободительная идеология в странах Востока: суньятсенизм, гандизм, кемализм.

Сунь Ятсен: основн. труды: «Записки о кит. революции: программа строительства государства»; «Три народн. принципа». Главн. идеи: 3 народ. принципа: национализм, народовластие, народ. благосост. Национализм: сверж. Манчжурской дин. и восстановл. чисто кит. правления; народовл: ликвид. монархии и уставновл. респ.; народн. благосот.: уравн. прав на землю, т.е. проведение национализ-и земли путём введения прогресс. налога на землю. После Синьх. р-ии взгляды Сунь Ятсена эволюционировали: он переоценил возм-ти Синьх. р-ии. Он признал нерешённость своих целей и по-новому формул. их и пути их достижения. Он говорит, что рев-ия не сводится лишь к разруш. старого, но она предполаг. и строительство нового, причём это строит-во обязат. д.б. форсированным. Для преодол. отсталости Китая, Сунь призыв. заимствовать передов. достиж. Зап. стран, но не слепо их копировать, а применять к Кит. действит-ти. Причём идея такого форсиров. р-ия покоится на убеждении Суня в особых кач-вах кит. нации. Он утвержд., что Китай может перегнать Зап. страны путём скачкообразн. р-ия (об этом он и пишет в «Промышл. плане»; там же он подр. расписывает необх-ть строит-ва инфрастр-ры; р-ия тяж. промышл-ти и с/х.). Он говорит о решающ. роли гос-ва во всех сферах жизни общ-ва, подчёркив. необх-ть перехода к гос-капиталистич. системе без частного предприн-ва. Подчёркив. необх-ть сотруднич-ва Китая с др. странами, говоря, что после Синьх. р-ии Китай выступает как равнопр. и сильный партнёр. Счит, что Синьх. р-ия не решила третьего принципа, т.к. кит. народ не готов ещё принять демократию. Поэт. он выдвиг. задачу воспит. народа в демократич. духе – концепция политич. опеки. Опекуном д.б. революц. партия. Период опеки необходим для перехода от монархии к респ. Усиление нац-освободит. мотивов, поиски нов. путей демократизации кит. общ-ва, детальн. разраб. программы соц-эк. преобраз-ий – вот основн. тенденции р-ия «трёх народн. принципов С.Я.». Выдающ. роль в организ. массовых ненасильств. кампаний сопротивления в 20-40 г. принадл. Махатме Ганди. В межвоен. период Ганди стал идейн. вождем Инд. Национ. конгресса. Благод. Ганди и буржуазии, кот. выдвин. идею полной нац. нез-ти, в Индии сформировался общенацион. антиколон. фронт. Гандизм соед. в себе политич., морально-этич. и философ. концепции. Социальный идеал Ганди – крестьян. утопия утверждения «общ-ва всеобщ. благоденствия» (сарводайя), царства Божия на земле, кот. красочно опис-ся в свящ. книгах индуизма. Ганди был п/в капит. уклада, отрицал необх-ть для Индии того пути, по кот. пошла Европа. Г-зм наход. отклик в широк. слоях кр-ва и город. низов, т.к. в нём соц. идеал соедин. с верой в то, что б-ба п/в Англ. господства-это б-ба за справедливость. Поэтому требования нез-ти страны и преобр-ия общ-ва, облаченные в традиц. религ. и историч. образы, стан-сь понятными миллионам людей. Метод ненасильств. сопротивл (бойкот, мирные марши, отказ от сотруднич-ва) сочетал в себе терпение и протест, консерватизм и стихийную революц-ть. Это было хар-но для веками воспитанного в фаталистич., религиозн. мировозр-ии индийского кр-ва. Ненасилие у Ганди выступает как единств. возможная форма сопротивл. колон. гнёту. Ганди отриц. класс. б-бу как дестабилиз. нацию фактор Т.О. Г-зм был глубоко национальной по своему хар-ру крестьянской идеологией. Г-зм отвечал и интересам национ. буржуазии, кот. также стремил. к устранению брит. госп-ва. Г-зм связал воедино кр-во, ремесл., бурж. и заставил англичан покинуть Индию без кровопролития. Ататюрк Мустафа Кемаль – основатель и 1 презид. Турецкой респ. Кемаль – сторонник процесса капитализации, стремился опереться на крупный капитал, рождавшийся в стране. Мировой эк. кризис заставил Кемаля провести коррекцию против установленного им диктаторского режима. Он понимал недостатки однопартийной диктатуры и пытался создать легальную оппозицию через организацию контролируемой им лично «другой» партии. Но этот опыт не удался, и до конца жизни Кемаля основанная им Народно-республиканская партия оставалась у власти. Из-за болезни печени и почек 10 ноября 1938 г. Кемаль скончался.