Все шпаргалки / Земельное право / 

Земельный налог как основная форма реализации принципа платности за использования земли

Затратный налогЦель введения платы за землю – стимулирование рационального использования земель, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а также выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктахЗН взимается на всей территории РФ. Величина ЗН не зависит от результатов хозяйственной деятельностиЗН является местным налогом, относится к собственным доходам местных бюджетов, и доля его в источниках собственных налоговых поступлений от 12 до 20%. Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходовС 2005 ЗН уплачивается налогоплательщиками тех местностей, муниципальные власти которых примут этот налог НПА представительных органов муниципальных образований1. НалогоплательщикиОрганизации, обладающие земельными участками на праве собственности и праве постоянного пользованияНе являются налогоплательщиками организации, у которых земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды2. Объект налогообложенияЯвляются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налогНе признаются объектом налогообложения:1. Земельные участки, изъятые из оборота2. Земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия3. Земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд4. Земельные участки, ограниченные в обороте, в пределах лесного фонда5. Земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной и муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, составной частью которых являются обособленные водные объекты3. Налоговая базаНалоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается на основании кадастровой оценки земли.Налоговая база определяется отдельно в отношении частей земельного участка, если налогоплательщиками признаются разные лица или установлены различные налоговые ставкиНалогоплательщики-организации определяются налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного пользованияНалогоплательщики – физические лица, являющиеся ИП, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владенияНалоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определятся на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав не недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образованийНалоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:1. Героев СССР, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы2. Инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, лиц, которые имеют I, II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности3. Инвалидов с детства4. Ветеранов и инвалидов ВОВ, боевых действий5. Физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку течь, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне6. Физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах7. Физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую техникуУменьшение налоговой базы на не облагаемую сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, предоставляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участкаЕсли размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулюНалоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доли в общей долевой собственностиНалоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка в равных долях4. Налоговый и отчетный периодНалоговый период – календарный год. Отчетный период – первый квартал, полугодие и девять месяцев5. Налоговые ставкиУстанавливаются НПА представительных органов муниципальных образований. Размер ставок зависит от целевого использования земельного участка: относится ли он к землям с/х назначения, представлен ли для личного строительства или для личного подсобного хозяйства, занят ли жилищным фондом (0,3%) или прочие (1,5%). 6.. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогуСумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базыНалогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельноНалогоплательщики - физические лица, являющиеся ИП, исчисляют сумму налога самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельностиСумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органамиДля физических лиц органы МСУ вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более 2 авансовых платежейСумма авансового платежа уплачивается на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной НПА представительных органов МСУ доли налоговой ставки в размере, ½ ставки в случае установление 1 авансового платежа, и 1/3 в случае установления 2 авансовых платежейСумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами авансовых платежей по налогуНалогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечение 1,2,3 квартала текущего налогового периода как ¼ соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января, являющегося налоговым периодомВ случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на земельный участок или его долю исчисление суммы налога или авансового платежа производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно, месяц их возникновения принимается за полный месяц. Если после 15 числа – за полный месяц принимается месяц прекращения правВ отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимостиВ случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечение трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит возврату (зачету) налогоплательщикуЕсли же период проектирования и строительства превышает трехлетний срок, то исчисление суммы налога за земли для жилищного строительства производится с учетом коэффициента 4 вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости8. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогуЗН и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены НПА представительных органов МСУ. Срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций и ИП должен быть установлен не позднее 1 февраля года, следующего за истекши налоговом периодом. Авансовые платежи представляются налогоплательщиком не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодомНалогоплательщики – физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на основании налогового уведомления, направленного налоговым органомНалог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, являющихся объектом налогообложенияПлательщики, своевременно не привлеченные у уплате ЗН, уплачиваются не более чем за 3 предшествующих годаСумма излишне уплаченного ЗН подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогамСумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимкиЗаявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммыВозврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата в течение одного месяца со дня подачи заявления о возвратеНалоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекши налоговом периодом