Все шпаргалки / Концепции современного естествознания (КСЕ) / 

Гуманитарная культура и ее роль в становлении личности человека.

Идея гуманитарной культуры рождена эпохой Возрождения. Этот период в истории человечества отмечен обращением к внутреннему миру человека, воспеванием силы духа и красоты человека. Не случайно синонимом «эпохи Возрождения» является термин «эпоха Гуманизма», а носителей этой эпохи называют гуманистами. Человек – творец культуры и носитель культуры, это основной постулат эпохи Возрождения.Правомерно отнести термины «гуманизм» и «гуманитарный» к одному синонимическому ряду, исходя из семантического значения и этимологии этих слов.Согласно толкованию С.И. Ожегова: «Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям». Большой советский энциклопедический словарь дает следующее описание: «Гуманизм – (от лат. humanus - человеческий, человечный), признание человека как личности, егоправо на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение благо человека как критерия оценки общественных отношений». Краткая философская энциклопедия определяет: «Гуманизм – рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверх человеческими силами и истинам или используя его для недостойных человека целей».«Гуманитарный (франц. humanitaire, от лат. humanitas человеческая природа, образованность), имеющий отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию», - таково толкование Большого советского энциклопедического словаря. С.И. Ожегов термин «гуманитарный» рассматривает в связи с науками:«гуманитарный…: относящийся к изучению культуры и истории народов в отличие от наук о природе».В самом общем виде гуманитарную культуру можно представить как культуру, имеющую отношениек общественному бытию и сознанию, исходя из предыдущих рассуждений о содержании культуры. Фактически, это и есть то, что мы определили как культура личности.Стремительный прогресс научных знаний нынешнего столетия, особенно в области естественнотехнических наук, позволил некоторым ученым считать о противоборстве гуманитарных и естественнонаучных представлений и даже говорить о расколе в культуре.Мы придерживаемся концепции, считающей, что негуманитарной культуры быть не может. Техникаи техническое знание, являясь глубоко рациональным процессом, есть результат рациональной деятельности человека и для человека. Развитие техники детерминировано социальными факторами. В.В. Добрынинотмечает, что «общество и техника предстают в столь тесном переплетении взаимных причинноследственных связей, что эффективное рациональное управление ходом технического прогресса и самойтехникой должно быть основано на глубоком изучении всех привнесенных в технику факторов социальнойприроды – от медико-биологических до философско-мировоззренческих и эстетических… В силу этого…гуманитарное знание и культура в целом вторгаются в техническое знание, причем без использования этихсоставляющих рациональное управление, планирование и прогнозирование технического развития в современном мире становится невозможным».В качестве вывода приведенных суждений следует отметить, что большинство авторов видят гуманитарную культуру во взаимосвязи с общей культурой личности. Вопрос в том: какова эта взаимосвязь? Еслиисходить из высказанного нами ранее предположения, что культура личности не может быть не гуманитарной, то вновь возникает вопрос: культура личности гуманитарна по форме или по сути? Следуя философскому пониманию категорий «форма» и «сущность», согласимся с мнением Н.Г. Сикорской о том, что«ядром любой культуры является гуманитарная культура».Таким образом, если рассматривать структуру общей культуры личности, то гуманитарная культурасоставляет ее ядро (основу), без которого не может быть полноценного становления личности и освоения его общечеловеческой культуры.