Все шпаргалки / Педагогика / 

Процесс воспитания и диагностика воспитанности

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальностии личности.Воспитательный процесс в школе является частью целостногопедагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоитв переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки,поведение.С точки зрения педагогики процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников,организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И. Ф.).Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельностидетей, результат действий педагога выражается в качественныхсдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех идругих будут свои роли, цели, взаимные отношения.Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс,нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов ни планирование, ниуправление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него. Выявить степеньсоответствия, помогает диагностика. Диагностика - это оценочнаяпроцедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучениясопоставляются с исходными характеристиками воспитанности,разница между начальным и конечным результатами определяетэффективность процесса воспитания.