Все шпаргалки / Специальная (коррекционная) педагогика / 

Анатомо-физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка

особое значение для нормальной речевой деятельности имеют слуховая, зрительная и моторная системы;необходимое условие — целостность и сохранность всех структур мозга;качественные характеристики речи зависят от взаимодействия многих зон коры правого и левого полушарий;важную роль играют ренеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга;координированная работа мышц трех отделов периферического речевого аппарата обеспечивает устной речи;речевой выдох вызывает колебания голосовых связок, в результате чего возникает голос;произнесение речевых звуков (артикуляция} происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Периферический речеввй аппарат регулируется центральной нервной системой.2. Формирование речи происходит в процессе общего психоф, ского развития ребенкаУсловия формирования нормальной речи:сохранная центральная нервная система;наличие нормального слуха и зрения;активное речевое общение (прежде всего на уровне: "взрослый! ребенок", "ребенок — взрослый").У морового ребенка в период от 1 года до 5 лет (по определению Л.М. Беляковой и Е.А. Дьяковой) постепенно:- формируется фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи;- развивается нормативное звукопроизношение. Этапы развития речи:- самая ранняя стадия - вокализация, гуление, лепет;- постепенное приближение лепета к звукам родного языка;- вторая половина года жизни — появление условных рефлею на словесные раздражители;- к одному году — понимание значения многих слов, начало произношения первых слов;- после полутора лет ~ появление простой фразы, ее постепенное усложнение;- фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи;- к 3 годам - сформированное основных лексико-грамматических конструкций обиходной речи;- переход к овладению развернутой фразовой речью;- к 5 годам - развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией;- к 5~6 годам - начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;- следующий этап (в условиях обучения) - овладение письменной формой речи.4. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть так называемый госпитализм: плохое понимание речи;- неумение говорить;- общая психическая отсталость, компенсация которой в 'дальнейшем требует значительных усилий специалистов