Все шпаргалки / Специальная (коррекционная) педагогика / 

Классификации нарушений речи

1. Клинико-педагогическая классификация Г.В. Чиркиной объединяет психолого-лингвистические и клинические критерии. Нарушения устной речи:расстройство фонационного оформления речи:афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса;. брадилалия — патологически замедленный темп речи;. тахилалия — патологически убыстренный темп речи;. заикание — нарушение темпо-ритмической организации и, обусловленное судорожным состояние мышц речевого аппарата;дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата;риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;нарушения структурно-семантического оформления высказывания:алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;. афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленнаялокальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи:дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения;дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р.Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО:- нарушение языковых средств общения (компонентов речи):- фонетика-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;- общее недоразвитие речи (ОНР) - сложные речевые расстройства (нарушение формирования всех компонентов речевой системы);- нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):- заикание;- проявления речевого негативизма и др.Нарушения письма и чтения в данной классификации трактуются как отсроченные проявления ФФН и (или) ОНР, обусловленные у детей несформированнбстью фонетических и морфологических обобщений в устной речи