Все шпаргалки / Специальная (коррекционная) педагогика / 

Особенности нарушений устной речи (по Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой)

Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) ре-1 чевого аппарата. Причина — аномалия строения артикуляционного аппарата или особенности речевого воспитания. Различают механическую и функциональную дислалию.Механическая дислалия вызвана нарушением строения артикуляционного аппарата, неправильный прикус; неправильное строение зубов; неправильное строение твердого неба; аномально большой или маленький язык; короткая уздечка языка.Функциональная дислалия чаше всего связана: с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье; неправильным звукопроизношением взрослых; педагогической запущенностью; незрелостью фонематического восприятия; нередко с одновременным изучением нескольких иностранных языков.Нарушения произношения проявляются в отсутствии, искажениях или заменах звуков:сигматизм — недостаток произношения свистящих и шипяцщЯ -звуков;ротацизм — недостаток произношения звуков р - р'; ламблацизм — недостаток произношения звуков л ~ л'; дефекты произношения небных звуков (к — к', г — г', х - х', дефекты озвончения; дефекты смягчения.Нарушения голоса:частичное отсутствие голоса — дисфония: полное отсутствие — афония.По причинам возникновения нарушения голоса подразделяются; на органические - в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений (хронические ларингиты, паралич мышц гортани, опухоли и состояния после хирургических вмешательств на гортани и мягком небе);функциональные — голосовое переутомление, различные инфекционные заболевания, психотрпвмирующие ситуации.Нарушения голоса могут быть и у взрослых, и у детей.Возрастные изменения голоса у подростков связаны с эндокринной перестройкой в период полового созревания.Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроюнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.Отмечается невнятность речи; в тяжелых случаях речь становится непонятной для окружающих.Анатомический дефект проявляется в виде открытой либо прикрытой расщелины между носовой и ротовой полостью — на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. Нередко эти расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями.Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает как у детей так и у взрослых.Причина — органическое поражение нервной системы. Наблюдаются расстройства:звукопроизношения; голосообразования; темпоритма речи; интонации.Степень выраженности: от полной невозможности произнесения речевых звуков до стертой дизартрии (еле заметной нечеткости произношения).В детском возрасте:смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени;развитие речи происходите задержкой; чаше страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с — с', з - з', ц, ш, щ, ч, р — р'. л — л'); произношение звуков нечеткое, смазанное; речь малоинтонированная, невыразительная; темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным;фонематическое восприятие недостаточно сформировано;бедность словаря;овладение письмом и чтением затруднено;почерк неровный, буквы несоразмерные. Заикание — нарушение тем по-ритмической организации.Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата Как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Является результатом:изменений речевой нагрузки;психической травмы; поражения определенных структур центральной нервной темы.Судороги мышц возникают только в момент речи или при пытке начать речь.Характеризуется:повторениями звуков, слогов или ело удлинением звуков;обрывом слов;вставками.Сопровождается сопутствующими движениями. В возрасте 10-12 лет начинает формироваться логофобия - стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. Проявляется в определенных ситуациях; возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения.Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов. Характерные особенности: позднее появление речи; ее замедленное развитие; значительное ограничение словаря.Различают две формы:экспрессивную; импрессивную. Экспрессивная форма:не формируется звуковой образ слова;упрощение слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе;степень выраженности — от полного отсутствия устной речи до реализации связных высказываний с разнообразными ошибками;дети понимают обиходную речь, адекватно реагируют на обращение - только в рамках конкретной ситуации.Импрессивная (сенсорная) форма:нарушение восприятия (при полноценном слухе);расстройство фонематического восприятия — основной симптом (от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух);дети либо совсем не понимают речь, либо понимают ограниченно;повышенная чувствительность к звуковым раздражителям;речь не формируется без специального коррекционного воздействия.Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм, в основе которых - нарушение понимания речи иди ее производства.При тяжелых формах нарушается способность как понимать речь, так и говорить. Возникает чаще у пожилых в результате мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. У детей афазия диагностируется, когда органическое повреждение мозга происходит после овладения речью.Приводит к нарушению дальнейшего развития речи, к распаду сформированной речи.Компенсаторные возможности (и у детей, и у взрослых) резкоограничены.Афазия вызывает нарушения поведения:агрессию;конфликтность; раздражительность.Помощь осуществляется в медицинских учреждениях.